Древнерусские летописи и документы. часть 2

История и культура карелов и других народов, населявших и населяющих Карелию
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
karjalaine tuuli
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 01.12.2012
Вероисповедание: православное
Образование: среднее специальное
Профессия: электро-монтёр
Карел: дa
Откуда: Сортавала
Возраст: 54
 Древнерусские летописи и документы. часть 2

Сообщение karjalaine tuuli »

В 1389 г. приехал в Новгород литовский князь Семен Ольгердович и приняли его новгородцы с честью. Видимо, по традиции ему была отдана в кормление Корельская земля. Уже в скором времени ему пришлось держать ответ. После длительного перерыва шведы в 1392 г. вновь появляются в Неве и грабят села по обе стороны реки, за 5 верст до г. Орешка. Под руководством князя Семена (это христианское имя Лугвеня) враги были разгромлены, после чего Семен-Лугвень уехал в Литву “к своей братии”. Он появился на короткое время в 1407/08 г., чтобы получить бывшие за Наримонтом города и земли.

1396/97 г.

“В лето 6904 ... Того же лета пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтин с Корелою гнася по них, и язык изима и присла в Новъгород”.
(НПЛ младшего извода, с. 387; Софийская первая, с. 250; Летопись Авраамки, с. 138; Патриаршая или Никоновская, т. XI. с. 163).

“Список русских городов дальних и ближних”

“А се имена всем градом рускым, далним и ближним... Новгород Великий.., а озеро Илмерь, река Волхов. Ладога камен, Орешек, Корельскыи, Тиверьскии, за Волоком на Колмогорах...”.
(НПЛ старшего и младшего изводов. Приложение второе, с. 477. Статьи, находящиеся в рукописи археографический комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи).

Список датируется концом XIV в. (Тихомиров, 1952, с. 218). С одной стороны, он позволяет хотя бы приблизительно определить местоположение двух карельских населенных пунктов: Корельского и Тиверского, а с другой, подтвердить их существование в это время. Последнее обстоятельство важно при датировке Тиверского, поскольку он функционировал недолгое время (первый раз упомянут в 1404 г., второй и последний—в 1411 г.).

1404/05 г.

“В лето 6911 ... Того же лета князь Юрьи иде ис Смоленьска на Москву, к князю Василью поклонитися, чтобы его поборонил от князя Витовта, тестя своего; а в то время переветници град Смолнеск предаша князю Витовту. И ее слышав князь Юрьи Святославлич Смоленьскый, что град его взят, а княгини его поведена в полон, и он приеха в Новъгород с сыном своим с Федором, и с князем Семеном Мьстиславличом с Вяземьскым и с братом его князем Володимиром; Новгородчи же прияша его в честь и даша ему 13 городов: Русу, Ладогу, Оришок, Тивескый, Корельскыи, Копорью, Торжок, Волок Ламьскый, Порьхов, Вышогород, Яму, Высокое, Кошькин городец”.
(Летопись Авраамки, с. 148; Патриаршая или Никоновская, т. XI, с. 190; НПЛ младшего извода, с. 398 (под 6912); Новгородская четвертая, 1848, с. 106—107 (под 6912).

В Новгородской первой и четвертой летописях это известие дано под 6912 г., т. е. 1404/05 г. Князь Юрий явился из Смоленска в Москву поклониться князю Василию Дмитриевичу (сыну Дмитрия Донского), чтобы он защитил от князя Витовта, тестя Юрия. А в это время изменники сдали город Смоленск Витовту. Когда Юрий Святославич Смоленский узнал, что город его взят, а княгиня уведена в полон, он приехал в Новгород с сыном Федором, князем Семеном Мстиславичем Вяземским. Новгородцы приняли его с честью и дали 13 городов: Руссу, Ладогу, Орешек, Тиверский, Корельский, Копорье, Торжок, Волок Ламский, Порхов, Вышгород, Ям, Высокое, Кошкин городец (небольшой город).

1407/08 г.

“В лето 6915 ... Того же лета прииха в Новъгород князь Семеон Олгердович, и даша ему новгородци пригороды, который быле преже сего за ним”.
(НПЛ младшего извода, с. 400; Софийская первая, с. 256; Летопись Авраамки, с. 156; Новгородская четвертая, 1848, с. 109).

В 1407/08 г. приехал в Новгород князь Семен (Лугвень) Ольгердович и новгородцы дали пригороды, которые были за ним прежде (см. летописное сообщение под 1389 г.).

1411г.

“В лето 6919. Пришед Свея войною и взяша пригород новгородский Тиверьскыи; и новгородци, то слышав, въскоре поидоша на Свею, толко за три дни по сей вести, со князем Семеоном Олгердовичем. И приихавши в Свеискую землю, села их повоевав и пожгоша; а Свей много исекоша, а иных поимаша, а у города у Выбора охабен взем и пожьжгоша, месяца марта в 26, на сбор архаггела Гаврила; и приихаша в Новъгород со множеством полона”.
(НПЛ младшего извода, с. 402; Софийская первая, с. 258; Летопись Авраамки, с. 160; Воскресенская, т. VIII, с. 86; Ермолинская, с. 144; Львовская, с. 229; Симеоновская, с. 160; Типографская, с. 175—176; Патриаршая или Никоновская, т. XI, с. 218; Новгородская четвертая, 1848, с. 113).

В 1411 г. пришли шведы и завоевали пригород Тиверский (в Воскресенской, Софийской, Симеоновской летописях, а также в одном из списков Львовской говорится о пригороде Корельском). Новгородцы, узнав об этом, пошли на шведов только через три дня после получения этой вести. Руководил отрядом Семен Ольгердович. На шведской территории села захватили и сожгли, а шведов многих убили, а иных взяли в плен, а предместье Выборга сожгли. Происходило это 26 марта. Победители вернулись в Новгород со множеством пленных.

1412/13 г.

“В лето 6920. А Лугвень съеха в Литву и наместьникы сведе с пригородов новгородчкых”.
(НПЛ младшего извода, с. 403; Софийская первая, с. 258—259; Летопись Авраамки, с. 160— 161; Симеоновская, с. 161; Типографская, с. 176; Новгородская четвертая, 1848, с. 114).

“В лето 6920 ... А Лугвень сложил целование к Новугороду, рекь: “а яз с королем и с Витофтом один человек”.
(Воскресенская, т. VIII, с. 86).

В 1412/13 г. Лугвень (Семен Ольгердович) уехал в Литву и его лишили новгородских пригородов.

1419/20 г.

“В лето 6927 ... Того же лета, пришед Мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Арзуги погост Корильскыи и в земли Заволочкои погосты: в Неноксе, в Корельском манастырь святого Николы, Конечный погост, Яковлю кюрью, Ондреянов берег, Киг остров, Кяр остров, Михаилов манастырь, Чиглоним, Хечинима; 3 церкви сожгли, а христиан черноризиць посекле, и заволочане две шнеки Мурман избиша, а инии избегоша на море...”
(Патриаршая или Никоновская, т. XI, с. 235).

“Того же лета в Новъгород приихал с Москве князь Костянтин Дмитриевич; милостью божиею и архиепископа Семеона благословением прияша новгородци в честь, месяца февраля в 25, на сбор великыи: и подаваша ему пригороды, кои быле за Лугвенем, и бор по всей волости новгородчкои, коробеищину”.
(НПЛ младшего извода, с. 411—412; Воскресенская, т. VIII, с. 90; Летопись Авраамки, с. 172; Новгородская четвертая, 1848, с. 119; Симеоновская, с. 165).

Речь идет о нападении “мурман”-норвежцев на карел, живущих в Варзуге в Корельском погосте, и на другие населенные пункты. Жители Заволочья уничтожили два норвежских судна, другие же ушли за море (буса — большое широкое судно, шнека — вид вооруженного судна).
25 февраля, видимо, 1420 г. князь Константин Дмитриевич приехал в Новгород, где его приняли с честью и дали пригороды, которые прежде были за Лугвенем, право на налог с новгородской волости, коробеищину (вид подати зерном, мерой для которого служили коробья).

1419г.

“... Тогда владыка Симеон ездил по Корельской земли”.
(Летопись Авраамки, с. 172; Патриаршая или Никоновская, т. XI, с. 235; Новгородская четвертая, 1848, с. 119).

1422/23 г.

“В лето 6930 ... на всю Рускую землю бысть глад велик по 3 годы: и преже в Новегороде и по всемь их волостем, и на Москве и по всей Московской, и по всей Тферскои ... А в Пскове тогда бяше старых лет клети всякого обилиа изнасыпани на Крому; и поидоша ко Пскову новгородци, Корела, Чюдь, Вожани, и тферичи, и москвичи, и просто рещи с всей Рускои земли”…
(Псковская вторая, с. 38—39).

В 1422/23 г. на всей Русской земле был великий голод, длившийся три года, в Новгороде и в новгородских волостях, в Москве и в московских волостях, и по всем тверским. А в Пскове, в крепости, сохранились от прошлых лет клети с урожаем. Пошли к Пскову новгородцы, корела, чудь, водь, тверичи, москвичи и другие люди со всей Русской земли.
Под 1423 г. в Летописи Авраамки записано “Бысть мор по Корельской земли” (с. 178). Об этом же следующее сообщение.

1424/25 г.

“В лето 6932 ... И мор бысть в Корельской земле”.
(НПЛ младшего извода, с. 414; Новгородская четвертая, 1848, с. 120 (под 6931).

1443/44 г.

“В лето 6952. Семтября 14 приехал князь Иван Володимерович в Новъгород на пригороды, на которых был Лугвень и сын его Юрьи по новгородчкому прошению; а князь Юрьи Лугвеньевич поеха к Немцем, и Немьце ему пути не даша, и он отъеха на Москву”.
(НПЛ младшего извода, с. 423; Летопись Авраамки, с. 185 (тоже 6952); Новгородская четвертая, 1848, с. 123 (под 6953).

По Бережкову (1963, с. 305), события относятся к осени и зиме 6952 (1443/44) сентябрьского года.
В 1443 г. 14 сентября приехал князь Иван Владимирович в Новгород на пригороды, которые по новгородскому “прошению” были за Лугвенем (Семеном Ольгердовичем) и его сыном Юрием. Юрий Лугвеньевич поехал к “немцам”, но те ему “пути” не дали, и он уехал в Москву.

“Того же лета ходиша Корела на Мурмане, избиша их и повоеваша, и пленивше, и приидоша здорове”.
(НПЛ младшего извода, с. 424; Патриаршая или Никоновская, т. XII, с. 62; Новгородская четвертая, с. 123 (под 6943); Летопись Авраамки, с. 186 (под 6952).

1459 г.

“В лето 6967 ... а князю Юрью Семеновичи даша ему пригороды Новгородчкыи: Русу, Ладогу, Орешок, Корельскый, Яму, пол Копорьи”.
(Летопись Авраамки, с. 198).

1476 г.

“В лето 6984 ... Ноября 24, в пяток, также и в прочая дни посадници, и тысяцкие, и бояре и житьи люди, и изветники, и все поидоша к великому князю челом ударити с поминки и с вином, и всякие монастыри, и изо всех властей Новугородских старосты и лутчие люди, иные о жалобах, а иные лице его видети, да вси без оменки обратишася к нему с любовию, и монастырскые, и Корела”.
(Софийская вторая, с. 202; Львовская, с. 316).

Речь идет о приезде великого князя в Новгород и о его встрече с новгородцами. 1580 г.

“В лето 7088-го ... Того же лета свеиские Немцы пришед взяли в Новгородцкои области городок Корелу, и Ругодив (Нарву.— С. Л.) и Ивангород, и Сыренеск на Нарове, Орешик, Копорью и Яму”.
(Псковская третья, с. 262; Псковская первая, с. 118).

1584г.

“В лето 7092-го ... а в Корелу поставиша епископа перваго Селивестра, при державе государя царя Бориса Федоровича всеа Русии”.
(Псковская первая, с. 114).

1588г.

“В лето 7096-го. Благочестивый царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии прииде ратию на устие Неровы реки, и взят Иваньгород, и Копорью, и Яму у Немец, и хоте взяти их славный град Ругодив, и обещашася Немцы паки по прежнему не приходити на Русь, дондеже солнце ходит в небеси, и Корелу городок отдаша; и тако немного быша во своем обещании”.
(Псковская первая, с. 118).

Предисловие к “Псалтыри”

“Там многим идолам
поклонялись прежде.
Им служили хямяляйнены
как мужчины, так и женщины.
Тапио из леса добычу в ловушки заводил,
Ахти приносил рыбу из воды.
Вяйнямёйнен сковал песни,
Рахкой поделил луну на черное [и белое].
Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,
а также многим тому подобным.
Илмаринен сделал мир и воздух
и путников вел вперед.
Курикас давал победу в войне,
Кратти[?] заботился о товарах.
Тонт у владел домоводством?],
как бес, многих доводил до бешенства.
Капе тоже ел у них луну.
Сыны Калева расчистили покосы и прочее.
Только у карел были такие идолы, которым они молились.
Ронготеус давал рожь,
Пеллонпекко помогал расти ячменю.
Виранканнос опекал овсы,
иначе бы оставались без овса.
Эгрес сотворил горох, бобы и репу,
капусту [или брюкву?], лен и коноплю.
Кёндёс подсеки и поля создал,
как учит их языческая вера.
И когда отсеются весной,
распивают кубок Укко.
Туда приносили чашу Укко
и допьяна упивались девицы и бабы.
Тогда учинялось там много постыдного,
так что было и слышно и видно.
Когда Рауни, жена Укко, фыркала,
сердито рычал с севера Укко.
И от этого устанавливались погода и урожай года.
Кякри прибавлял скот.
Хийси помогал одолевать леса [леших?].
Мать вод заводила рыбу в сети.
Нюркес белок давал из леса,
Хиттаванин приносил зайцев из кустов.
Разве этот народ не потерял разум,
что верит и молится всему этому.
Это черт и грех привели их к тому,
что они поклонялись и верили всему.
На могилы умершим еду носили,
там причитывали, кричали и плакали.
Покойники тоже получали от них пожертвования,
о которых заботились вдовы.
Многому другому тоже поклонялись —
камням, пням, звездам и луне.
Так еще недавно, несмотря на ученье папы,
поклонялись открыто и тайно”.

(Agrikola. М., 1931, s. 212—213).

Грамота Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г.

“От пресвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыки Макарья в Воцкую пятину, в Чудь, в Толдожской погост, и в Ижерской погост, и в Дудровской погост, и в Замошской погост, и в Егорьевской погост, и в Ополецкой погост, и в Кипенской погост, и в Спаской погост, в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во вся Копорскиа, и Ямские, и Иванегородские, и в Корельскиа, и в Ореховские уезды, в волости и в села, по манастырем и по погостом, к старым церквам и к выставкам, игуменом, и священником, и диаконом, ко всем без омены 1. Здесь мне сказывали, что деи 2 в ваших местех многие христиане, с женами и с детми своими, заблудили 3 от истинныя христианскиа православныя веры: о церкве деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом, на покаянье не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю 4, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором 5, и жертву деи и питья жрут и пиют мерзским бесом и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев 6 Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем 7 с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны 8 деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны 9 их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием; и их деи развращенным учением те христиане, заблудив, многая злочинья творили и до сего дни, и в том их нечестии и злочиньи велика поношенья бывают истинныя Христовы веры православному христианству; а вы их от таковых злочиний не унимаете и не наказываете учением, по церковному преданью, на истинную Христову веру православную, ино то вы, игумены и священники, негораздо 10 чините, что о своих духовных детей душах попеченья не имеете и о учении не брежете их. И яз ныне, слышав о таковых неистовственных делех, в тех христианех бывающих, с великим тщанием 11 подвигся пети молебны събором Господу Богу и пречистой Богородицы о избавлении прегрешенья их, да и воду святил с животворящих крестов и с чюдотворных икон и с святых мощей, да ту есмь святую воду послал к вам и к вашим детем духовным и к всему православному христианству, в ваши места, с своим Рожественским священником с Ильею; а с тем священником с Ильею послал есми своих детей боярских Васюка Палицина да Ивашка Ошманаева, а приказал есми им у всех христиан в ваших местех, те скверныя молбища велел разоряти и истребляти, огнем жещи, а христиан тех мест велел есми священнику Илии наказывати и поучати на истинную православную Христову веру. — И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и Ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Илии велели на поучение приходити и поучениа от него слушати во всем; и как где в которых погостех и уездех те скверныя молбища разорят и огнем выжгут, и яз 12 во всех тех погостех, по церквам, велел своему священнику Илии пети молебны Господу Богу и пречистой Богородици и великим чюдотворцом, с всеми вами, игумены и священники, да и воду святити — как воду освятите, и вы б тое святую воду, которую сами освятите, с тою святою водою, которая от нас к вам приидет, совокупляя въедино, ездили по всем своим приходом, по селом и по деревням, и кропили всех православных христиан от мала и до велика, и где места и жилища их; и заповедали бы есте арбуем и их учеником идолопоклонником, накрепко, чтоб оне своих предних скверних дел престали и вперед бы о православьи брегли, к церквам Божиим к пению ходили и к вам к отцом своим духовным на покаянье приходили, а вы их на покаянье приимали почасту и поучали бы есте их и исправливали по правильному извещению Святых Апостол и Святых Отец, елика ваша сила, занеже вам о всех тех и единородных душах своея паствы ответ воздади пред Богом в день судный. И вы о сем непросто, ниже мало сие дело мните, но наипаче и вышше всех о сем да подвизайтесь всех своих духовных детей исправливати и поучати; и брегли б есте их и наказывали всегды, чтоб они вперед жили все в чистоте и в посте и в молитвах, елика чья сила, и творили бы каноны и приношенья достойная истинному Господу Богу Спасу нашему Иисусу Христу и пречистой Богородицы, также и великим чюдотворцом в честь и в память их; а умерших бы в селех по курганом и по коломищам не клали, а возили б всех умерших похороняти к церквам на погосты, также бы и детей крестити приносили и свадьбы венчатись приходили к церквам на погосты, а среду и пяток и все святыя посты оне честно имели с благоговением и молитвами, и молились бы Господу Богу и пречистой Богородице о своем преступленьи и заблуженьи, еже творища в неведении своем и до сего дне, и от тех бы скверных дел в конец престали, по государя великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, заповеди и по нашему духовному наказанью. И которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, от своих скверных дел престанут и учнут каятись вам, отцом своим духовным, что вперед им таким не быти, и вы б всех тех исправливали по правилом Святых Апостол и Святых Отец; а которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, вас, отцов своих духовных, не учнут слушати и на поученье к вам приходити, и вы б о тех о всех непослушницех сказывали и возвещали тем детем боярским, которые христиане за которыми детми боярскими живут, чтоб оне тех законопреступников имали и к нам присылали в Великий Новгород; да и заповедь бы есте вперед о том учинили крепкую, чтоб те скверныя молбища нетокмо по вашим местом и уездом, в селех и в деревнях и в лесех, но и по окрестным местом нигде не именовались, и вашим бы бреженьем те молбища везде отнюдь в конец истреблени и попраны были. Да в ваших же деи местех, в Чюди, и в Ижере, и в Вошкех, многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также деи и жены их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими предними женами; а которые не жонаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся 13, и те б отроки с девицами венчалися, а вдовци бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных; да исправливали бы есте их и поучали по правилом же Святых Апостол и Святых Отец. А которые христиане государя великого князя заповедь и наше наказанье преступят, ваше отцов своих духовных поучение, леностию и нерадством 14, не учнут которые слушати и повиноватися вам о всяких недоумеемых делех духовне и телесне, и вы б о всех о тех непослушницех и о безчинстве их отписывали ко мне к архиепископу, подлинно, ныне, с нашим священником с Ильею, да и вперед бы о том к нам отписывали ж; а ныне есмь велел своим детем боярским, Васюку Палицину и Ивашку Ошманаеву, тех всех ослушников и законопреступников, которые не учнут вам о своих согрешениях каятись, давати на крепкие поруки, с записми, да срочити перед 15 себя, перед архиепископа, в Великий Новгород, и тем всем от государя великого князя быти в великой опале, а от нас в конечном изверженьи 16, без милости. А которые в вас самех, игумены и священники, о тех всех заблужших христианех не учнут попечениа имети, и поучати и наказывати их на истинную православную Христову веру, и тем игуменом и священником самем быти от меня в конечном изверженьи, без милости ж; а которые игумены и священники тех заблужших христиан учнут бречи 17 и наказывати о том, по государеве великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, заповеди и по нашему духовному наказанью, о всем по тому, как в сей грамоте писано, и на тех буди милость Божиа и пречистыя Богородица, и благословение великих чюдотворцов, да и нашего смиренья благословение да будет с вашим священством во веки. А нашего бы есте священника Илью и детей боярских наших с ним, игумены, и священники, и диаконы, и весь причет церковный, чтили и корм им давали, по силе, что ся у кого лучило 18, по сей грамоте. А прочнтая грамоту отдавайте священнику нашему Ильи назад, а у собя б есте на всяком погосте велели диаком церковным с сей грамоты писати противни 19, слово в слово, не издерживая нигде ни часу. Писана грамота в Великом Новегороде, лета 7042 марта в 25 день.— А подписывал архиепископль диак Васьян Александров”.

(Дополнения к актам историческим (ДАЙ), т. 1, № 28, с. 27—30).

Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.

“В лето 7042-го посылал преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарии государю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии самодержцу о том: слышав во своей архиепископьи, пастве христова стада, прелесть кумирскую 20 около окрестных градов Великаго Новаграда, в Вотской пятине, в Чюди и в Ыжере, и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града, Копории града, Ладоги града. Орешка града, и по всему поморию Варяжского моря в Новъгородцкои земли, и по всем рекам поморским от немецкого рубежа Ливонской земли, от Норовы реки до Невы реки и от Невы реки до Сестрии реки, до рубежа свеиских Немец, и во всей Корельскои земли и до Коневых вод и за Нево езеро великое, и до каянских Немец рубежа, и около Пелеискаго озера и до Лексы реки до Лопи до дикие и около великого озера Нева в тех мест в длину больши 1000 верст, а в широту до Великого Новаграда за 60 верст, а инде за 50 и за 40, в тех местех прелыпаеми человецы от невидимаго врага диявола суще християн, а обычая держахуся от древних прародителей. Еще же и родителем тогда идолопоклонником быти, яко же и во всей Рускои земли было до крещения, еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение: во всей Рускои земли скверные молбища идольские разорены тогда, а в Чюди и в Жере, и в Кореле, и во многих руских местех в преждереченных онех скверные мольбища идолские удержашася и до царства великого князя Василия Ивановича и сына его великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержцов и до владычества богомолца их преосвященаго архиепископа Великого Новаграда и Пскова владыки Макария. Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата 21, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко Немцы втаи 22 дети своя закалаху и образы святых икон огню предаваху, всячески дияволу угажающи, и кудесы многи творяху, яко с бесы беседовати им, и проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого врага и супостата, о устроении земском и о тишине всего православнаго христианства, чтоб Господь Бог избавил всех христиан от бесерменства 23 и от латынства 24, а с вами б ходили за кресты и молебны слушали тутошние дети боярские и приказные люди, которые близко города живут и все православные христиане, мужи и жены и всяк возраст от мала и до велика, о том бы естя православным христианом всем крепко говорили и в торгу велели кликати за день или за два, чтоб к тому дни готовились и в торгу не торговали, и с вами б за кресты ходили вси без выбора, и того б дни по своим домом не делали. А в иные времена о полезном прошеньи молити Господа Бога, и пречистую его Богородицу, и великих чюдотворцов: и вы б, игумены, и священники, и диаконы, сбирались тутоже в соборную церковь святаго Тридневнаго Воскресениа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да о том прошеньи собором молебны пели Господу Богу и пречистей Богородици и великим чюдотворцом, и воду святили, и народ православных христиан тою святою водою кропили; а на тех бы молебнех все же бы православные христиане с вами на соборе были. А яз вас детей своих, игуменов, и священников, и диаконов, и всех православных христиан, благославляю. А нечто которой игумен, и священник, и диакон, не учнет по сей нашей грамоте в собор к молебном ходити, и ты б соборной священник Григорей с товарыщи, о том ко мне к архиепископу отписывали, и тем от меня архиепископа в великом запрещении быти, и мне велети по тех пристава посылати из езду. И вы б, игумены и священники и диаконы, и все причты церковные, без всякого перевода 25 к тем молебном на собор ходили, по сей нашей грамоте. А дана грамота в Великом Новегороде, лета 7051 генваря в 15 день.— А подписал архиепископль диак Внук Бяконтов”.

(ДАЙ, т. 1, № 32, с. 33—34).

Грамота Новгородскаго архиепископа Феодосия в Корелу, об отправлении в установленное время молебнов и крестных ходов. 15 января 1543 г.

“Благословение преосвященнаго Феодосиа, архиепископа Великого Новагорода и Пскова, в городок Корелу, игуменом, и священником, и диаконом, и всем православным Христианом. Здесь мя слухи доходят, что деи вы, игумены и священники и диаконы, около города и посада Корелского со кресты молебнов пети никогда ни ходите, якоже в иных православных градех чин 26 и устав бывает, со кресты игуменом и священником и диаконом, с всеми православными Христианы, около города и посада ходити и молебная совершати Господу Богу и пречистой Богородици и великим чюдотворцом: и будет то так, и вы чините негораздо. И вы б вперед, игумены, и священники, и диаконы, безо всякого перевода, около города и посада Корелского со кресты молебенов пети собором ходили, якоже и в прочих православных градех о том обычай держит и воду святили, до тою водою святою православных христиан кропили; а ходили бы есте со кресты около города и молебны пели, въпервые, после Велика дни в другое воскресение или в третье, а въдругие бы есте ходили со кресты около города и молебны пели в Петрово говейно 27 в первое воскресение, а третье бы есте ходили со кресты и молебны пели в Оспожино говейно; а на Крещение Господне, генваря в шестый, и на Происхоженье честнаго креста Господня, августа в первый, потомуж бы есте собором со кресты ходили, и воду на реци святили, и народ всех православных христиан кропили, да и на Семен день, сентября в 1 день, Летопровоженье бы есте провожали по правилом Святых Апостол и Святых Отец перед церковию; а те б молебны и соборы были у вас в соборной церкве у святаго Тридневнаго Въскресениа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в начале бы действовал у вас в соборех Въскресенской поп Григорей; а на тех бы есте соборных молебнех молили Господа Бога, и пречистую Богородицу, и великих чюдотворцов, о многолетнем здравьи и спасении государя нашего великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, чтоб ему Господь Бог умножил лет живота его и покорил под нозе его всяцаху арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая. И государь князь великий Иван Васильевич, самодержцы Руския земли, слышавше сия и послали своему богомольцу со умилением к преосвященному архиепископу Макарию пастырю христова стада Великого Новаграда и Пскова, и повелеша ему прелесть ону искоренити и просветити божественным учением. Боголюбивыи же архиепископ Макария во святей Софеи молебны пел и воду святил со всем священным собором, и с тою священною водою и своею посыльною грамотою послал своего священника с сеней от Рождества Христова 28, инока Илию, кумирскую прелесть заронити. Он же по благословению архиепископа Макария ехав, обрете места и, воздав молитву всемилостивому спасу и пречистеи богородицы и всем угодником его, нача искореняти прелести кумирские и скверные мольбища, лесы сечи и огню предавати, камение же чье в воду метати, и которые не крещены святым крещением просвещати. А состаревшиися и посреднии мужи и жены в той прелести не смеяше ни един на разорение скверных мольбищ коснутися, поне же 29 молбища оны дияволом блюдомы были, аще кто их преже сего касашеся, и диявол их сокрушал и смерти предавал; тако бо в них враг деиетвоваше. И егда пришед священник и священною водою окропив и молитву сотворив, и они велми страшашеся разоряли молбища своя, и ничем же неврежени быша; и видевше чюдо оно, слово божие с радостию прияли и ту прелесть свою прокляша, а преже сего пакости деяху священнику. О чюдо, малые дети их четырех лет и трех лет и нижаиша 30, едва на ногах ходити могуще, самозванни притекаху и касахуся на разорение скверных онех мольбищ, и велми побораху по благочестии 31; а инии младенцы пророчествоваху, за три дни и за две дни и за день глаголюще: гости к нам будут камение и лес жечи, едва глаголати могуще. Се же видевше и слышавше священник и родителие их удивишася. И проповеди ради слова божия дух святыи помогаше Илии священнику, и обращения ради их и покаяния многа показа бог знамения и чюдеса, яко слепии мнози прозреша, и всякими недуги одержими исцеления прияша, и бесы от человек отгоними бываху, священныя ради воды кропления, за молитв преосвященнаго архиепископа Макария; и от мольбищ онех скверных беси дни за три и за два и за день до священникова приезду кричаще и вопиюще бежали, глаголюще, яко отселе прогнани быхом, иде же надеяхомся ввеки царствовати. И того искореняя по волостем и по местом, шествуя семо и овамо 32, кто может исчести 33, преводя от темнаго дна адова на истинный свет и богоразумию”.

(Псковская первая, с. 141—142; Летописный отрывок из архивного 3-го списка).

Грамота новгородского архиепископа Феодосия в Воцкую пятину, /в Чюдь, в Ижору, в Корельский и др. уезды/ о разрушении мольбищь и искоренении языческих обрядов. 8 июня 1548 г.

От преосвященнаго Феодосиа архиепископа Великого Новагорода и Пскова в Воцкую пятину, в Чюдь, в Толдожской погост, и в Ыжеру, в Каргалской погост, и в Ижерской погост, и в Дудоровской погост, и в Замошской погост, и в Егорьевской погост, и в Ополецкой погост, и в Кипенской погост, ив Спаской погост в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во все Копорецкие, и Ямские и Иваногороцкие, и в Корелские, и в Ореховские уезды, по манастырем игуменом, а по погостом священником и диаконом старых церквей и выставочных, всем без омены, и в волости и в села князем и бояром, и детем боярским, и земцом. Преже сего, как был зде в Великом Новегороде господин и отец наш Макарей митрополит во архиепископех, и слыша у вас во многих местех прелесть кумирскую, что християне, заблудив от православные веры, молились по скверным молбищам и много злодеяния и безчинства творили своими нечестивыми умышлении, по действу дияволю, и тогда он, при своей пастве, повелением царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, посылал в те в ваши места, в Чюдь, и в Ижору, и в Вошки, и в Ореховские и в Корелские уезды, с святою водою и с своими посыпными грамотами своего священника Илью с сеней от Рожества Христова, а велел ему, да с ним вам, игуменом и священником и дияконом, тое кумирскую прелесть скверные молбища разорити, а арбуев и их учеников, идолопоклонников, просветити божественным учением на истинный путь православные християнские веры, чтобы они от таковых своих скверных дел престали. И зде нас слух дошол ото многих достоверных свидетелей, что деи и ныне в ваших местех многие християне, с женами и с детми своими, заблудили от истинные християнские православные веры и живут деи по предним своим из начала обычаем, о церкви деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят, и к вам деи к отцем своим духовным, к игуменом и к священником, на покаяние не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищам древесом и камению, по действу дияволю, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пьют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеивых отступник арбуев Чюдцких, и мертвых деи своих они кладут в лесех по курганом и по коломищом, с теми же арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят сохраняти; также деи у них у которые жены дитя родитца, и они деи наперед к тем своим младенцем призывают тех же скверных арбуев; и те деи арбуи младенцем их имяна свойски нарицают, а вас деи, игуменов и священников, оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи над кануны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием; и их деи развращеным учением, те християне заблудив многая злочиния творят и до сего времени, многие деи люди от жен своих живут законопреступно со инеми жонками и с девками, также деи и жены их роспустився с ними живут со инеми без венчанья и без молитвы, а иные деи християне емлют к себе девки и вдовицы да держат деи их у себя недель пять, или шесть и десять и до полугоду, и живут деи с ними безстудно в блудных делех, да буде им которая девка или вдова по любви, и они деи с теми и венчаютца и молитвы емлют, а будет не по любви, и они деи отсылают их от собя, да инде емлют девки и вдовицы и живут с ними теми же беззаконными делы, и в том их нечестии и злочинии велика поношения бывают истинные Христовы веры православному христианству; а вы, игумены и священницы, по заповеди государя великого князя и по архиепископлю Макарьеву духовному наказу, от таковых злочинии их не уимаете и не наказываете их учении по церковному преданию; и вы то чините негораздо. И яз ныне слышав о таковых неистовственых делех, в тех християнех бывающих, с великим тщанием подвигся пети молебны, собором. Господу Богу и пречистой Богородицы, о избавлении прегрешения их, да и воду святил с животворящих крестов и с чюдотворных икон и с святых мощей, да ту есми святую воду послал к вам, игуменом и священником и к вашим детем духовным, ко всему православному християнству, в ваши места, с Софийским соборным священником с Никифором, а с тем священником с Никифором послал есми своих детей боярских Федчю Прокофьева сына да Сенку Мартьянова; а приказал есми им, у всех християн в ваших местех, те скверные молбища велети разоряти и истребляти и огнем жещи, а християн тех мест велел есми священнику Никифору наказовати и поучати на благочестие истинные православные Христовы веры, и о целомудрии и правде, и о чистоте душевней и телесней, и о брачном и девственом пребывании.— И как священник Никифор с тою с святою водою от нас к вам приедет, и вы б, игумены, и священники, и дияконы, с нашим соборным священником с Никифором и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом, всем православным Христианом велели, собираяся купно всем им единодушно и тщательно, в тех Чюдцких и Ижерских местех, в селех и деревнях и в лесех, скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истреблята въконець и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Никифору велели на поучение приходити и поучения от него слушати во всем; и как где в которых погостов уездех те скверные молбища разорят и огнем выжгут, и яз во всех тех в погостех по церквам велел своему священнику Никифору пети молебны Господу Богу и пречистой Богородицы и великим чюдотворцем, со всеми вами игумены и священники, да и воду святити — и как воду святите, и вы бы тое святую воду, которую сами святите, с тою святою водою, которая от нас к вам придет, совокупляя воедино, да ездили по своим приходом, по селам и по деревням, и кропили всех православных, христиан от мала и до велика и все места и жилища их; — и заповедали б есте арбуем и их учеником, идолопоклонником, накрепко, чтоб они от тех своих предних скверных дел престали, и вперед бы пребывали в страсе Божий и о православии брегли, к церквам Божиим к пению ходили и к вам, ко отцем своим духовным, на покаяние приходили, а вы б их на покаяние приимали почасту и поучали б есте их и исправливали по правилному извещанию Святых Апостол и Святых Отец, елика ваша сила, занеже 34 вам о всех о тех и единородных душах своея паствы ответ воздати пред Богом в страшный день судный. И вы о сем непросто, ниже мало сие дело имейте, но наипаче и вышше всех о сем да подвизайтесь всех своих духовных детей исправливати и поучати, и брегли б есте их и наказывали всегды, чтобы они впередь жили все в чистоте и в посте и в молитвах, елико чья сила, и творили б кануны и приношения достойная истинному Господу Богу Спасу нашему Иисусу Христу, и пречистей Богородицы, и великим чюдотворцем, в честь и в память их, а среду бы и пяток и все святые посты оне честно имели, со благоговением и молитвами, и молилися бы Господу Богу и пречистой Богородицы и великим чюдотворцем о своем преступлении и заблужении, еже сотвориша в неведении своем до сего времени, а умерших бы в лесех по курганом и по коломищем не клали, а возили б всех умерших похороняти к церквам на погосты, да и детей бы крестити приносили и свадбы венчатися приходили также к церквам на погосты; и вперед бы есте о них брегли и поучали их накрепко, чтоб они жили законно с венчалными и с молитвенными женами своими и никакоже не распущалися, а без венчанья бы и без молитвы со инеми девицами и со вдовами не совокуплялися, а которые не женаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчались, а вдовцы б со вдовами молитвы имали, до и исправливали бы есте их во всем по правилом же Святых Апостол и Святых Отец, чтобы они от тех прежних ото всех своих скверных дел и безаконий въконец престали, по заповеди царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, и по нашему духовному наказанию. И которые арбуи и их ученицы, идолопоклонницы, от своих скверных дел престанут и учнут каятись вам отцем своим духовным, что вперед им таким не быти, и вы б их исправляли по правилом Святых Апостол и Святых Отец, а которые арбуи и их ученицы, идолопоклонницы, вас отцов своих духовных не учнут слушати и на поучение к вам приходити, и вы бы о тех о всех непослушницех сказывали и возвещали детем боярским тем, которые християне за ними живут, чтоб они тех всех законопреступников имали и к нам присылали в Великий Новгород. А вы бы, сынове нашего смирения, князи и бояре, и дети боярские, и земцы, на нечестие поборствовали, таковых скверных злочинников и законопреступников в своих поместьях не таили, и соборному священнику и нашим посланником о них возвещали, и к нам их присылали; и заповедь бы есте, со игумены и с священники и дияконы о том посоветовав, учинили крепкую, чтобы те скверный молбища нетокмо по вашим поместьям, в селех и в деревнях и в лесех, но и по окрестным местом нигде не именовалися, и вашим бы брежением те молбища везде отнюдь въконец истреблены и попраны были. Да в ваших же деи местех, в Чюдцкой земле, замужни жены и вдовы головы бреют, старые и молодые, и покров деи на главах и одежю на раменах 35 носят подобно мертвечьим одежам, и в том их безчинии велико поругание женскому полу: и яз ныне велел своему соборному священнику Никифору сей злый безчинный обычей разорити, и поучати их по божественному Писанию, чтобы жены все, молодые и старые, влас глав своих никакоже не брили и не остригали, от девства и до скончания житья своего, а девицы бы ходили замуж власы главьп своея отрастив, и з амужем бы покрывали главы своя и одежю на собе носили якоже християном лепо 36; да и вы бы игумены и священницы, от того же бесчиния их возвращали и брегли накрепко, чтоб у них вперед тот поруганный обычей отнюдь не именовался. А которые християне царя и государя великого князя заповедь и наше наказание преступят ваших отцов своих духовных поучений, леностию и нерадством, не учнут которые слушати и повиноватись вам о всяких недоумеваемых делех, духовне и телесне, или которы жены в Чюди учнут власы главы своея отсригати; и вы бы о тех о всех непослушницех и о их безчинствех отписывали ко мне ко архиепископу, подлинно, с нашим соборным священником с Никифором, да и вперед к нам о том отписывали же. А ныне повелел есми своим детем боярским, Федче Прокофьеву и Сенке Мартьянову, изо всякого погоста арбуев человека по два, а из Чюдцкой земле из погоста жонки также по две или по три, которые бриты, да и всех ослушников и законопреступников, которые вам священником не учнут о своих согрешениях каятися, давати на крепкие поруки с записми да срочити перед собя перед архиепископа в Великий Новгород, и тем всем от царя и государя великого князя быти в великой опале, а от нас в конечном извержении, без милости. А которыя в вас самех, игумены и священники, о тех заблудших християнех не учнут попечения имети, и поучати, и наказывати их на щетинную православную Христову веру, и тем игуменом и священником самем быти от меня в конечном извержении, без милости же; а которые игумены и священницы тех заблудьших християн учнут бречи и наказывати, по заповеди царя и государя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, и по нашему духовному наказанию, овеем потому, как в сей грамоте писано, и на тех буди милость Божиа и пречистые Богородицы и благословение великих чюдотворцев, да и нашего смирения благословение да будет с вашим священьством во веки. А соборному бы нашему священнику Никифору, и с ним нашим детем боярским, вы, игумены и священники и диаконы, и все причты церковные, корм давали по силе своей, что ся у кого лучит, по сей грамоте. А прочитая ею грамоту отдавайте нашему священнику Никифору назад, а у собя б есте на всяком погосте велели диаком церковным с сее грамоты писати противни, слово в слово, не издерживая нигде ни часу. А грамота писана в Великом Новегороде, лета 7056, июня 8 день”.

(ДАИ, т. 1, № 43, с. 57—60).

О долгом сохранении язычества среди народов, населявших северо-западные окраины Русского государства, свидетельствуют несколько дошедших до наших дней посланий русской церкви. Грамота новгородского архиепископа Макария 1534 г. адресована ижоре, води, чуди, кореле и служителям церковного культа, т. е. всем без омены, без исключения. В ней Макарий проявляет крайнюю озабоченность отходом населения от христианской православной веры и поклонением языческим идолам. Не к игуменам и священникам, возмущается архиепископ, обращаются они при крещении, похоронах и других важных событиях в жизни, а к своим “скверным” арбуям. Посланнику священнику Илье вменялось в обязанность навести порядок в умах и душах населения, обратив их помыслы к церкви, а языческие “молбища” уничтожить. В противном случае и священники, не проявившие усердия, и нераскаявшиеся язычники могли оказаться в большой немилости. Об этом же, но более кратко, архиепископ писал в грамоте, посланной в том же году великому князю Ивану Васильевичу.
Однако существенного изменения в мировоззрении населения Корельского уезда не произошло, о чем мы узнаем уже из грамоты архиепископа Феодосия в Корелу в 1543 г. Феодосии в своем послании напоминает жителям г. Корелы, а также запамятовавшим игуменам и священникам, как и когда следует проводить молебны и крестные ходы. Через пять лет Феодосии вновь шлет грамоту, но уже более многочисленным адресатам, проживавшим в Водской пятине. Суть этой самой пространной грамоты заключается в критике языческих представлений и обрядов населения обширного региона, которое не соблюдает заповедей великого князя и духовного наказа архиепископа Макария, а также не проводит конкретных мероприятий, направленных на искоренение язычества. Но как уже говорилось в вводной главе, для карел была характерна консервативность дохристианского мировоззрения. “Разве этот народ не потерял разум” — восклицал М. Агрикола, представитель католической церкви, которого очень беспокоило то обстоятельство, что несмотря на учение папы римского, карелы продолжали следовать языческой вере.



1 Без омены — без исключения. Назад
2 Деи — частица де. Назад
3 Заблудили — впали в заблуждение. Назад
4 Молбищом древесом и каменью, диаволю — молиться деревьям и камням под влиянием дьявола. Назад
5 Скором — жирная, скоромная пища, которую нельзя употреблять в посты. Назад
6 Арбуй — жрец. Древнерусское “арбу, арбовати” означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка “arpoja” — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84). Назад
7 Коломище — кладбище. Назад
8 Канун — молебен перед вечерней службой. Назад
9 Канон — церковное установление, гимн. Назад
10 Негораздо — нехорошо, неправильно. Назад
11 Тщанье —старание. Назад
12 Яз — я. Назад
13 Снявся — сойтись. Назад
14 Нерадство — неподчинение установленному порядку, недисциплинированность, своеволие. Назад
15 Перед — соответствует предлогам к, у. Назад
16 Извержение — изгнание, снятие сана, титула. Назад
17 Бречи — охранять, оберегать. Назад
18 Лучило — лучше. Назад
19 Противень — копия. Назад
20 Прелесть — поклонение языческим идолам, кумирам. Назад
21 Блата — болота. Назад
22 Втаи — тайком, втайне. Назад
23 Бесерменство — бессермен — иноверец. Назад
24 Латынство — католичество. Назад
25 Перевода — промедления. Назад
26 Чин — порядок, правило. Назад
27 Говейно — пост (Петров). Назад
28 Послал своего священника с сеней от Рождества Христова. В тексте имеются в виду владычные сени церкви Рождества Христова (главной домашней церкви владыки). Когда владыку избрали, то вводили на престол, т. е. сени. Назад
29 Поне же — потому что. Назад
30 Нижайше — моложе. Назад
31 Побораху по — оказывать содействие благочестии. Назад
32 Семо и овамо — туда и сюда. Назад
33 Исчести — исчезать, удаляться, пропадать Назад
34 Елика ваша сила, — насколько в ваших силах, потому что... занеже Назад
35 Рамена — плечи. Назад
36 Лепо — надлежащим образом, хорошо; красиво (непонятные слова и обороты речи объяснены с помощью Словаря русского языка XI—XVII вв.). Назад
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста:  Транслит: 
Смайлики
:) :( :wink:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 30 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение