Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Обсуждение общественно-политической ситуации в Карелии, стране, мире
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
Anbar
Всего сообщений: 152
Зарегистрирован: 13.11.2008
Вероисповедание: неверующий
Образование: незаконченное высшее
Карел: дa
Откуда: Петрозаводск
 Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение Anbar »

Описание ситуации, по-крайней мере со стороны местных жителей:

http://scepsis.ru/tags/id_166.html

У кого какое мнение по сабжу?
Реклама
Tero
 Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение Tero »

Что сказать тут? Монахи повторно, как при основании монастыря на Валааме, выгоняют всеми правдами не неправдами местное население.
Такая же картина вытеснения местного населения была и на Соловках, которыми владела до монахов карельская вдова Ховра Тойвутова. Там даже дело дошло до прямого "рейдерства": монахи в виде ангелов нападали на местное население, вынуждая его уйти с острова.
Аватара пользователя
Автор темы
Anbar
Всего сообщений: 152
Зарегистрирован: 13.11.2008
Вероисповедание: неверующий
Образование: незаконченное высшее
Карел: дa
Откуда: Петрозаводск
 Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение Anbar »

Неподёку от Савватиевского скита находится гора, которую сегодня называют "Секирная". Надо заметить, что гора Секирная является крайне удобной, можно сказать, стратегически важной возвышенностью, откуда открывается прекраснейший обзор в севернои, северо-западном и западном направлениях. И, раз уж люди жили на архипелаге тысячи лет до основания монастыря, они не могли не использовать эту гору как идеальный наблюдательный пункт — за морем, за передвижениями морских животных (в сезон охоты на белух, например), за другими людьми, наконец. Так же, видимо, было и во времена основания Савватием первого скита. А потому, естественно, в монастырской мифологии должна была родиться легенда, объясняющая название. И эта легенда, конечно же, приведена в "Житии святых Савватия и Зосимы".
"...Через несколько времени корелы, жившие на морском берегу, позавидовали, что преподобные старцы, победив пустынную природу, живут на острове, который до того времени считался совершенно неудобным для поселения. "Мы, — говорили они, — как природные корелы, прямые наследники этого острова, и имеем неоспоримое право владеть им." Вскоре один из рыболовов переселился на остров с женою своею и со всем семейством, основался невдалеке от келии святых тружеников и начал ловить рыбу в озёрах. Как-то раз Савватий услышал вопль в районе горы, и послал Германа узнать, что там приключилось. Герман застал у горы плачущую "жену рыбака" и спросил её в чём дело. Рыбачка рассказала отшельнику, что когда она шла на озеро к мужу, "...сретоста мя два юноши страшна образом светла зело...",схватили её, избили (высекли — откуда и название "Секирная") прутьями, приговаривая, чтобы рыбаки оставили этот остров, потому что бог устроил это место для пребывания иноков. После чего юноши сделались "невидимы". Естественно, в православной мифологии юноши в быстро превратились в "ангелов". Красивая, но странная легенда. Единственная в православии, где "ангелы" над кем-то издеваются. Давайте попробуем разобрать эту легенду с точки зрения обычной (а не божественной) истории.
С точки зрения обычной истории корелы были правы — земли Соловецких островов принадлежали им. Точнее — представительнице древнего корельского рода Тойвутовых — Ховре Тойвутовой. Мало того — Ховра их не купила, не выменяла, и не выиграла в кости. Она была их законной наследной владелицей. Видимо, Ховра и послужила прототипом легендарной "жены рыбака". И ещё одна занятная вещь проявляется сквозь туман формулировок жития. Савватий, основатель первого скита на острове, пришёл сюда из монастыря Валаамского. Незначительный, вроде бы, факт на самом деле таит в себе следующее: Савватий был уже умудрённым монахом, и, несомненно, знал, каким образом нужно занимать чужие территории.
Тем более, что технология основания монастырей прописана в «Сказании о Валаамском монастыре»: «...архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали… Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены – рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали…». Весьма достоверная история, повествующая о большом начальном капитале и насильственном захвате земель.Так что Савватий знал, как бороться с настоящими владельцами. Кто же тогда последние персонажи этой легенды — таинственно исчезнувшие "ангелы"? Ответ прост — рекетиры, нанятые основателями скита или их доброжелателями. Именно вымогатели умеют незаметно появлятся из засады, пугать или избивать жертву, а потом, пользуясь шоком, внезапно становиться "невидимыми". Вспомните недавнюю историю России с её малиновыми пиджаками. Так легенда теряет свой флёр: основание православных монастырей в общем (и Соловецкого — в частности) часто связано с насилием, рэкетом и убийствами.

Добавлено спустя 26 минут 2 секунды:
Вообще забавная особа, эта Тойва Ховрутова: "Се купи посадникъ новгорочкии Дмитрии Васильевичь у ХоврЪ у ВасильевЪ дочерЪ у КокуевЪ, а у ДавыдовЪ женЪ у ТоивутовЪ, отцину еи и дЪдЪну на морЪ на Выгу, и в Шуи (В подлиннике: в Шюгъ.) рЪкЪ, и в КЪмЪ рЪкЪ, и в КилбоостровЪ, и по морьскому берегу, и Поньгама рЪка по обЪ сторонЪ, и по лЪшимъ озерамъ еи отцина, в лЪшеи лопЪ еи уцастокъ, и в КутоозерЪ еи отцина, и КЪмь рЪка с верховьемъ, куцы володЪлъ отець еи ВасЪль Кокуи, и в Соловкахъ на морЪ во островехъ отцина еи и в Кузовехъ в островахъ. Куды володЪлъ Ва[сЪ]ль Кокуи, туды володЪть посаднику новгородчкому Дмитрию Васильевичю, — землею страдомою, и водою, и полЪшимъ лЪсомъ, и лопью, — и его дЪтемъ. И да посадникъ новгородчкии Дмитрии Васильевичь на тои земли и на водЪ, на всомъ томъ на еи отцинЪ, ХоврЪ ВасильевЪ дочерЪ полъчетверта рубля, собЪ в вЪкы и своимъ дЪтемъ. А у печати стоялъ и серебро взялъ в Ховрино мЪсто мужь еи Давыдъ ТоивЪтъ. А Ховра продала посаднику Дмитрию [291] Васильевичю отцину свою Рокольского роду. На то послухЪ: Юрьи Костянтиновъ, Олександръ Сидоровъ, Иванъ ОндрЪевъ, Нефедья Микулинъ".
Т.е. продала видимо не шесть соток, да еще и с саамами, с которых дань брали, и все за полъчетверта рубля. Т.е. на эти деньги даже хорошего коня не купить!
Yougi
Всего сообщений: 542
Зарегистрирован: 13.09.2008
Откуда: Petroskoi
 Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение Yougi »

Т.е. продала видимо не шесть соток, да еще и с саамами, с которых дань брали, и все за полъчетверта рубля. Т.е. на эти деньги даже хорошего коня не купить!
Ректотермальный криптоанализ?
Аватара пользователя
Автор темы
Anbar
Всего сообщений: 152
Зарегистрирован: 13.11.2008
Вероисповедание: неверующий
Образование: незаконченное высшее
Карел: дa
Откуда: Петрозаводск
 Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение Anbar »

Yougi: Ректотермальный криптоанализ?
Если вы в этом деле специалист, так не стесняйтесь, помогите профанам.

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:
Новый символ веры РПЦ: http://1613.livejournal.com/
тойво
Всего сообщений: 256
Зарегистрирован: 23.10.2008
Откуда: Пряжа-Питер
 Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.

Сообщение тойво »

Я когда служил в бригаде ПВО (Пески) у нас на Вааламе рота стояла, мы с монахами дружили
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста:  Транслит: 
Смайлики
:) :( :wink:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 30 МБ.