Описание ситуации, по-крайней мере со стороны местных жителей:
http://scepsis.ru/tags/id_166.html
У кого какое мнение по сабжу?
Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
-
Автор темыAnbar
- Всего сообщений: 152
- Зарегистрирован: 13.11.2008
- Вероисповедание: неверующий
- Образование: незаконченное высшее
- Карел: дa
- Откуда: Петрозаводск
Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
Что сказать тут? Монахи повторно, как при основании монастыря на Валааме, выгоняют всеми правдами не неправдами местное население.
Такая же картина вытеснения местного населения была и на Соловках, которыми владела до монахов карельская вдова Ховра Тойвутова. Там даже дело дошло до прямого "рейдерства": монахи в виде ангелов нападали на местное население, вынуждая его уйти с острова.
Такая же картина вытеснения местного населения была и на Соловках, которыми владела до монахов карельская вдова Ховра Тойвутова. Там даже дело дошло до прямого "рейдерства": монахи в виде ангелов нападали на местное население, вынуждая его уйти с острова.
-
Автор темыAnbar
- Всего сообщений: 152
- Зарегистрирован: 13.11.2008
- Вероисповедание: неверующий
- Образование: незаконченное высшее
- Карел: дa
- Откуда: Петрозаводск
Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
Неподёку от Савватиевского скита находится гора, которую сегодня называют "Секирная". Надо заметить, что гора Секирная является крайне удобной, можно сказать, стратегически важной возвышенностью, откуда открывается прекраснейший обзор в севернои, северо-западном и западном направлениях. И, раз уж люди жили на архипелаге тысячи лет до основания монастыря, они не могли не использовать эту гору как идеальный наблюдательный пункт — за морем, за передвижениями морских животных (в сезон охоты на белух, например), за другими людьми, наконец. Так же, видимо, было и во времена основания Савватием первого скита. А потому, естественно, в монастырской мифологии должна была родиться легенда, объясняющая название. И эта легенда, конечно же, приведена в "Житии святых Савватия и Зосимы".
"...Через несколько времени корелы, жившие на морском берегу, позавидовали, что преподобные старцы, победив пустынную природу, живут на острове, который до того времени считался совершенно неудобным для поселения. "Мы, — говорили они, — как природные корелы, прямые наследники этого острова, и имеем неоспоримое право владеть им." Вскоре один из рыболовов переселился на остров с женою своею и со всем семейством, основался невдалеке от келии святых тружеников и начал ловить рыбу в озёрах. Как-то раз Савватий услышал вопль в районе горы, и послал Германа узнать, что там приключилось. Герман застал у горы плачущую "жену рыбака" и спросил её в чём дело. Рыбачка рассказала отшельнику, что когда она шла на озеро к мужу, "...сретоста мя два юноши страшна образом светла зело...",схватили её, избили (высекли — откуда и название "Секирная") прутьями, приговаривая, чтобы рыбаки оставили этот остров, потому что бог устроил это место для пребывания иноков. После чего юноши сделались "невидимы". Естественно, в православной мифологии юноши в быстро превратились в "ангелов". Красивая, но странная легенда. Единственная в православии, где "ангелы" над кем-то издеваются. Давайте попробуем разобрать эту легенду с точки зрения обычной (а не божественной) истории.
С точки зрения обычной истории корелы были правы — земли Соловецких островов принадлежали им. Точнее — представительнице древнего корельского рода Тойвутовых — Ховре Тойвутовой. Мало того — Ховра их не купила, не выменяла, и не выиграла в кости. Она была их законной наследной владелицей. Видимо, Ховра и послужила прототипом легендарной "жены рыбака". И ещё одна занятная вещь проявляется сквозь туман формулировок жития. Савватий, основатель первого скита на острове, пришёл сюда из монастыря Валаамского. Незначительный, вроде бы, факт на самом деле таит в себе следующее: Савватий был уже умудрённым монахом, и, несомненно, знал, каким образом нужно занимать чужие территории.
Тем более, что технология основания монастырей прописана в «Сказании о Валаамском монастыре»: «...архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали… Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены – рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали…». Весьма достоверная история, повествующая о большом начальном капитале и насильственном захвате земель.Так что Савватий знал, как бороться с настоящими владельцами. Кто же тогда последние персонажи этой легенды — таинственно исчезнувшие "ангелы"? Ответ прост — рекетиры, нанятые основателями скита или их доброжелателями. Именно вымогатели умеют незаметно появлятся из засады, пугать или избивать жертву, а потом, пользуясь шоком, внезапно становиться "невидимыми". Вспомните недавнюю историю России с её малиновыми пиджаками. Так легенда теряет свой флёр: основание православных монастырей в общем (и Соловецкого — в частности) часто связано с насилием, рэкетом и убийствами.
Добавлено спустя 26 минут 2 секунды:
Вообще забавная особа, эта Тойва Ховрутова: "Се купи посадникъ новгорочкии Дмитрии Васильевичь у ХоврЪ у ВасильевЪ дочерЪ у КокуевЪ, а у ДавыдовЪ женЪ у ТоивутовЪ, отцину еи и дЪдЪну на морЪ на Выгу, и в Шуи (В подлиннике: в Шюгъ.) рЪкЪ, и в КЪмЪ рЪкЪ, и в КилбоостровЪ, и по морьскому берегу, и Поньгама рЪка по обЪ сторонЪ, и по лЪшимъ озерамъ еи отцина, в лЪшеи лопЪ еи уцастокъ, и в КутоозерЪ еи отцина, и КЪмь рЪка с верховьемъ, куцы володЪлъ отець еи ВасЪль Кокуи, и в Соловкахъ на морЪ во островехъ отцина еи и в Кузовехъ в островахъ. Куды володЪлъ Ва[сЪ]ль Кокуи, туды володЪть посаднику новгородчкому Дмитрию Васильевичю, — землею страдомою, и водою, и полЪшимъ лЪсомъ, и лопью, — и его дЪтемъ. И да посадникъ новгородчкии Дмитрии Васильевичь на тои земли и на водЪ, на всомъ томъ на еи отцинЪ, ХоврЪ ВасильевЪ дочерЪ полъчетверта рубля, собЪ в вЪкы и своимъ дЪтемъ. А у печати стоялъ и серебро взялъ в Ховрино мЪсто мужь еи Давыдъ ТоивЪтъ. А Ховра продала посаднику Дмитрию [291] Васильевичю отцину свою Рокольского роду. На то послухЪ: Юрьи Костянтиновъ, Олександръ Сидоровъ, Иванъ ОндрЪевъ, Нефедья Микулинъ".
Т.е. продала видимо не шесть соток, да еще и с саамами, с которых дань брали, и все за полъчетверта рубля. Т.е. на эти деньги даже хорошего коня не купить!
"...Через несколько времени корелы, жившие на морском берегу, позавидовали, что преподобные старцы, победив пустынную природу, живут на острове, который до того времени считался совершенно неудобным для поселения. "Мы, — говорили они, — как природные корелы, прямые наследники этого острова, и имеем неоспоримое право владеть им." Вскоре один из рыболовов переселился на остров с женою своею и со всем семейством, основался невдалеке от келии святых тружеников и начал ловить рыбу в озёрах. Как-то раз Савватий услышал вопль в районе горы, и послал Германа узнать, что там приключилось. Герман застал у горы плачущую "жену рыбака" и спросил её в чём дело. Рыбачка рассказала отшельнику, что когда она шла на озеро к мужу, "...сретоста мя два юноши страшна образом светла зело...",схватили её, избили (высекли — откуда и название "Секирная") прутьями, приговаривая, чтобы рыбаки оставили этот остров, потому что бог устроил это место для пребывания иноков. После чего юноши сделались "невидимы". Естественно, в православной мифологии юноши в быстро превратились в "ангелов". Красивая, но странная легенда. Единственная в православии, где "ангелы" над кем-то издеваются. Давайте попробуем разобрать эту легенду с точки зрения обычной (а не божественной) истории.
С точки зрения обычной истории корелы были правы — земли Соловецких островов принадлежали им. Точнее — представительнице древнего корельского рода Тойвутовых — Ховре Тойвутовой. Мало того — Ховра их не купила, не выменяла, и не выиграла в кости. Она была их законной наследной владелицей. Видимо, Ховра и послужила прототипом легендарной "жены рыбака". И ещё одна занятная вещь проявляется сквозь туман формулировок жития. Савватий, основатель первого скита на острове, пришёл сюда из монастыря Валаамского. Незначительный, вроде бы, факт на самом деле таит в себе следующее: Савватий был уже умудрённым монахом, и, несомненно, знал, каким образом нужно занимать чужие территории.
Тем более, что технология основания монастырей прописана в «Сказании о Валаамском монастыре»: «...архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали… Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены – рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали…». Весьма достоверная история, повествующая о большом начальном капитале и насильственном захвате земель.Так что Савватий знал, как бороться с настоящими владельцами. Кто же тогда последние персонажи этой легенды — таинственно исчезнувшие "ангелы"? Ответ прост — рекетиры, нанятые основателями скита или их доброжелателями. Именно вымогатели умеют незаметно появлятся из засады, пугать или избивать жертву, а потом, пользуясь шоком, внезапно становиться "невидимыми". Вспомните недавнюю историю России с её малиновыми пиджаками. Так легенда теряет свой флёр: основание православных монастырей в общем (и Соловецкого — в частности) часто связано с насилием, рэкетом и убийствами.
Добавлено спустя 26 минут 2 секунды:
Вообще забавная особа, эта Тойва Ховрутова: "Се купи посадникъ новгорочкии Дмитрии Васильевичь у ХоврЪ у ВасильевЪ дочерЪ у КокуевЪ, а у ДавыдовЪ женЪ у ТоивутовЪ, отцину еи и дЪдЪну на морЪ на Выгу, и в Шуи (В подлиннике: в Шюгъ.) рЪкЪ, и в КЪмЪ рЪкЪ, и в КилбоостровЪ, и по морьскому берегу, и Поньгама рЪка по обЪ сторонЪ, и по лЪшимъ озерамъ еи отцина, в лЪшеи лопЪ еи уцастокъ, и в КутоозерЪ еи отцина, и КЪмь рЪка с верховьемъ, куцы володЪлъ отець еи ВасЪль Кокуи, и в Соловкахъ на морЪ во островехъ отцина еи и в Кузовехъ в островахъ. Куды володЪлъ Ва[сЪ]ль Кокуи, туды володЪть посаднику новгородчкому Дмитрию Васильевичю, — землею страдомою, и водою, и полЪшимъ лЪсомъ, и лопью, — и его дЪтемъ. И да посадникъ новгородчкии Дмитрии Васильевичь на тои земли и на водЪ, на всомъ томъ на еи отцинЪ, ХоврЪ ВасильевЪ дочерЪ полъчетверта рубля, собЪ в вЪкы и своимъ дЪтемъ. А у печати стоялъ и серебро взялъ в Ховрино мЪсто мужь еи Давыдъ ТоивЪтъ. А Ховра продала посаднику Дмитрию [291] Васильевичю отцину свою Рокольского роду. На то послухЪ: Юрьи Костянтиновъ, Олександръ Сидоровъ, Иванъ ОндрЪевъ, Нефедья Микулинъ".
Т.е. продала видимо не шесть соток, да еще и с саамами, с которых дань брали, и все за полъчетверта рубля. Т.е. на эти деньги даже хорошего коня не купить!
-
- Всего сообщений: 542
- Зарегистрирован: 13.09.2008
- Откуда: Petroskoi
Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
Ректотермальный криптоанализ?Т.е. продала видимо не шесть соток, да еще и с саамами, с которых дань брали, и все за полъчетверта рубля. Т.е. на эти деньги даже хорошего коня не купить!
-
Автор темыAnbar
- Всего сообщений: 152
- Зарегистрирован: 13.11.2008
- Вероисповедание: неверующий
- Образование: незаконченное высшее
- Карел: дa
- Откуда: Петрозаводск
Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:
Новый символ веры РПЦ: http://1613.livejournal.com/
Если вы в этом деле специалист, так не стесняйтесь, помогите профанам.Yougi: Ректотермальный криптоанализ?
Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:
Новый символ веры РПЦ: http://1613.livejournal.com/
-
- Всего сообщений: 256
- Зарегистрирован: 23.10.2008
- Откуда: Пряжа-Питер
Re: Валаам, борьба монастыря с местными жителями.
Я когда служил в бригаде ПВО (Пески) у нас на Вааламе рота стояла, мы с монахами дружили