В Тверской области ещё и эстонцы жили.
Райцентр Пено означает в переводе "узкое озеро". Так называется и озеро рядом.
Отправлено спустя 15 минут 19 секунд:
Бывшая Карельская волость Костромского края
В нынешнем Ковернинском районе Нижегородской области (бывшем Ковернинском уезде Костромской губ.) есть компактно расположенная группа деревень, которая до 1923 года образовывали Корельскую волость и которую в народе до сих пор зовут Корелой. В XIX веке в некоторых названиях деревень этой волости было уточнение: Федорово Корельское, Прудовка Корельская. Здесь же находилась деревня Чудово – топоним редкий для Нижегородского Поволжья.
Жителей Корелы называют кореляками, корелянами, реже корелой. В старых документах (челобитных XVIII в.) к именам жителей Корелы нередко добавляли: "Иван Корелянин", "Алексей Корельский" и т.п.
Малую этническую группу – корелян / кореляк объединяет, во-первых, вера – это старообрядцы (поморцы брачного согласия), и, во-вторых, происхождение, историческая родина. Образование Корелы в лесном Заволжье по реке Узоле и ее притокам относят к концу XVII – нач. XVIII в., когда после ряда неурожайных лет на Севере сюда перебрались из Выговской общины старообрядцы пришли с Олонецкой земли, "из Свейского рубежа", как говорится в одной челобитной (1701 г.). Точнее родина переселенцев не называется. К сожалению, антропологическое, этнографическое и диалектологическое изучение группы корелян не проводилось. Община разрасталась, и в 1718 году в Корельской волости насчитывалось 12 селений, в них 273 двора, мужчин 1162.
Нижегородские историки видят в корелянах этнических карел, хотя веских оснований для этого нет. Нам представляется, что мигрантами могли быть и русские олонецкие крестьяне.
Кореляне принесли на новую территорию высокую древнерусскую культуру знаменитого Данилова монастыря на Выге и сохраняли ее вплоть до 20-х годов прошлого века. Здесь жило старинное церковное пение – древнерусский знаменный распев, иконопись, литература, в начале XX века издавались даже журналы ("Голос Корелы", "Вехи").
Что касается фольклорной культуры, то в Кореле сложился своеобразный очаг ее, выделяющийся на фоне всей нижегородской, в том числе заволжской (ветлужской, керженской) традиции. В основу местной фольклорной традиции легла северная культура (одна из локальных традиций ее, возможно, заонежская). Оторванная от своей культурной метрополии, она развивалась в консолидации с другими традициями, принесенными также мигрантами из других областей. Из исторических источников известно, что вместе с корелой или чуть раньше пришли на Узолу крестьяне с правобережья Волги (из Юмохонской волости Суздальского уезда), а в одной из челобитных (1706 г.) говорится о переселенцах, что "от скудности своей и хлебной недороды вышли они из Ярославского, из Углецкого, из Олонетцкого, из Городецкого и иных разных городов из его государевых дворцовых волостей и сел и деревень". То есть рядом с корелянами проживали на Узоле также выходцы и с Верхней Волги.
Очаг сложившейся приузольской традиции оказался шире территории Корелы и включает фактически весь Ковернинский р-н, а некоторые, характерные для него явления, выходят далеко за границы района. Наиболее устойчивым компонентом в северной основе оказалась семейная обрядность, может быть, потому, что старообрядцы отличались особым консерватизмом в быту. В пределах Нижегородского края только на Узоле существовали старушечьи поседки, по содержанию очень похожие на "старушечьи бесёды" Заонежья. Ковернинский краевед М.Зимин так писал о них: "Много можно услышать интересных рассказов на поседках у старух. Они собираются со всей деревни и даже из других деревень в один домик и прядут при лунном свете <...> К ним приходят старики, девчонки и парни. Рассказов, всевозможных сказок, легенд и воспоминаний – масса. Иногда расскажут какую-нибудь страшную небылицу или "сбыль" (быль)..." Ср. описание "старушечьих бесёд" в Заонежье: "С вязанием, прядением, вышивкой собирались женщины небольшими группами <...> Многие былины и сказки были услышаны сказителями именно на таких "бесёдах", здесь пели и разъясняли духовные стихи, рассказывали молодежи о "досюльной" жизни, учили гадать. Поэтому "старушечьи" бесёды охотно посещали девушки". Возможно, и на Узоле в "старушечьих поседках" звучали некогда былины: былина "Илья и Сокольник", по всей вероятности, занесенная с Севера, неоднократно записывалась здесь.
Ряд, скорей всего, генетических, а не просто типологических схождений имеет местный свадебный обряд со свадьбой карел и русских Заонежья. Так, важной частью сватовства здесь, как и в Олонецкой губернии, был обмен залогами. Обычай давать задаток от невесты жениху при согласии выйти замуж широко распространен в нижегородской обрядности, но обмен задатками известен только на Узоле. Приведем рассказ О.К.Лаптевой, 1893 года рождения, хорошо его помнящей: "... Степаниду посылает: "Скажи, что сватать приду, пусть даст задаток". Я отказала: посмотрю, мол, на него в воскресенье. В воскресенье пошли гулять. Девки говорят: "Гляди, твой ухажер". Отводит меня. Я ему говорю: "Я тебе дам задаток, но и ты мне дай". Сама думаю: потом разменяемся". Правила здесь были такие: если, дав задаток, девушка затем отказывалась выходить замуж, задаток оставался у парня. Если же задаток давали оба, то в случае, когда сватовство расстраивалось, происходил обмен задатками и "никто не был в убытке".
Так же, как в русской заонежской и карельской свадьбе, здесь устраивались преграды свадебному поезду. Если обычно в нижегородском крае, дорогу женихову поезду преграждали по пути к невесте, то в Ковернинском крае это делалось, как в Олонецкой губернии, на пути от невесты в дом жениха и, главное, способ преграждения был не типичен для Поволжья – здесь на протянутой через дорогу веревке вывешивали различные вещи. "В каждой деревне вешали "флаги": протягивали веревку и вешали на ней самые дороги платки, полотенца"; "от венца дорогу перегораживали полушалками и отрезами, <...> и жених выкупал путь"; "шалями загораживали путь".
На Узоле, как и у русского населения Олонецкой губернии и у карел, был своеобразный обычай величать новобрачных и участников свадьбы – их качали, причем качание сопровождалось и на Севере, и на Узоле одинаковым выкриком: "Ура!", не встречающемся в других локальных нижегородских традициях: "Качали молодых на досках"; "народ на мосту качает молодых на "ура". Потом качают отца с матерью... Потом качают всех, кто просит". За качание принято было расплачиваться – "приходилось давать по трешке или пятерке".
К северной основе с некоторой вероятностью можно отнести обычай бани молодых. Баня здесь была очень важным звеном в обряде, основным структурным элементом второго дня свадьбы (предсвадебная баня отсутствовала). Баню топила сваха, во время бани устраивался шумовой "концерт" (стрельба, стучание по бане и т.п.), молодой давал выкуп после бани, иначе его и молодую жену не выпускали. Молодых в баню и из бани обязательно везли. Но поездка разыгрывалась в комедийном плане: впрягались в сани (кошовки) или в санки участники свадьбы. Они изображали лошадей, особенно при катании молодых после бани. "Лошади" фыркали, били ногами, заворачивали к колодцу, чтобы их напоили (здесь им подносили вина). Принято было и катание свадебников по своей и соседним деревням ("Молодых сажают в повозку, окутывают чем-нибудь и везут в другие деревни. А сваха у них в повозке пляшет и трясет веником с лоскутами <...> В каждой деревне поезд останавливается <...> Бросают конфеты, орехи, семечки, деньги"). В некоторых селениях после молодых в баню водили родителей, сваху, дружку. Ареал обряда свадьбы молодых в Нижегородской губернии выходит за пределы Поузолья и охватывает междуречье Оки и Волги, но по своей наполненности ритуалами выделяется именно Поузолье, где находилась Корела.
Что касается поэтического репертуара, то он един для Поволжья выше Нижнего Новгорода, а также соответствующей части Заволжья, включая Узолье и Городецкий р-н. Вероятно, репертуар формировался на другой локальной основе, возможно, верхневолжской. Элементы верхневолжского обряда включились и в ритуальную часть свадьбы на Узоле, например продажа елочки-красоты. Вошли в нее какие-то элементы из локальных традиций Поветлужья (например, чин помощника дружки Афоньки и диалоги дружки с ним).
Таковы некоторые тенденции формирования вторичной локальной традиции на основе "выброса" северной фольклорной культуры на новую территорию.