РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Довольно значительная группа карел еще в начале нашего века существовала в Калужской губернии, в районе Медыни. Сегодня же и медынские карелы настолько обрусели, что сохранили лишь название карел, да некоторые элементы кухни.
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Женский костюм из краеведческого музея Талдома
На красной шапке - типично карельские восьмилучевые звезды
На красной шапке - типично карельские восьмилучевые звезды
-
- Всего сообщений: 542
- Зарегистрирован: 13.09.2008
- Откуда: Petroskoi
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
"Карелы совсем обрусели" - стандартная фишка Кремля на протяжении последних 150 лет. Что при царе, что при коммунистах, что при нынешних.
Чем им карелы насолили - непонятно.
Есть данные, согласно которым в Медыни по карельски говорили ещё перед войной.
"Карелы совсем обрусели" - стандартная фишка Кремля на протяжении последних 150 лет. Что при царе, что при коммунистах, что при нынешних.
Чем им карелы насолили - непонятно.
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Морозовская волость — административно-территориальная единица, дворцовая волость, входила в состав Медынского уезда, по описанию 1782 года[1]. До этого относилось к Можайскому уезду.
В XVI веке центром волости было село Морозово построенное на пустовой церковной земле архангела Михаила крестьянами-карелами. В XVII веке центр волости — село Стройлово(1782 год) . На рубеже XVIII-XIX веков центр волости переходит в село Дорохово и волость называется Дороховской.
В середине XVII века Морозовская волость подверглась сильному воздействию эпидемии чумы , что привело к практически полному запустению данной территории.
В XVII веке волость стала местом расселения карел Медынского уезда, бежавших в Россию от шведской интервенции. В переписных книгах Медынского уезда Тимофея Муромцева 1665 года сказано, что на дворцовой пустоши, где была церковь архистрага Михаила на реке Сохне, поселились крестьяне в прошлых годах по призыву корелянина Кирилла Космина без указу
По данным переписной книги в 1716 году крестьяне той же пустоши построили Архангельскую церковь на прежнем месте В прошении об освящении говорится, что церковь построена «в дворцовой новопоселебной Морозовской волости в селе Морозове». В приход вошли деревни Куповка, Поповка, Пенези и Хвощи.
В 1716 году также были построены церкви в селах Строилово и Пречистое(Морозово).
В 1735 году в дворцовых селах Морозовской волости Можайского уезда в бега ушло более половины всего населения
В 1739 году заводчики Меллеры просят места и отвода под завод в Медынском уезде, в дворцовой Морозовской волости
В 1802 году к Морозовской волости отнесены крестьяне Шатринского монастыря.
Уже в советское время население бывшей Морозовской(Дороховской) волости продолжают называть себя карелами
В XVI веке центром волости было село Морозово построенное на пустовой церковной земле архангела Михаила крестьянами-карелами. В XVII веке центр волости — село Стройлово(1782 год) . На рубеже XVIII-XIX веков центр волости переходит в село Дорохово и волость называется Дороховской.
В середине XVII века Морозовская волость подверглась сильному воздействию эпидемии чумы , что привело к практически полному запустению данной территории.
В XVII веке волость стала местом расселения карел Медынского уезда, бежавших в Россию от шведской интервенции. В переписных книгах Медынского уезда Тимофея Муромцева 1665 года сказано, что на дворцовой пустоши, где была церковь архистрага Михаила на реке Сохне, поселились крестьяне в прошлых годах по призыву корелянина Кирилла Космина без указу
По данным переписной книги в 1716 году крестьяне той же пустоши построили Архангельскую церковь на прежнем месте В прошении об освящении говорится, что церковь построена «в дворцовой новопоселебной Морозовской волости в селе Морозове». В приход вошли деревни Куповка, Поповка, Пенези и Хвощи.
В 1716 году также были построены церкви в селах Строилово и Пречистое(Морозово).
В 1735 году в дворцовых селах Морозовской волости Можайского уезда в бега ушло более половины всего населения
В 1739 году заводчики Меллеры просят места и отвода под завод в Медынском уезде, в дворцовой Морозовской волости
В 1802 году к Морозовской волости отнесены крестьяне Шатринского монастыря.
Уже в советское время население бывшей Морозовской(Дороховской) волости продолжают называть себя карелами
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
В волость входили деревни и пустоши:
пустоши:
Починок — на берегах безымянного оврага
деревни
Пуповка —на правом берегу речки Жеремеселки
Кослакова — на суходоле
Куновка (малая и большая) — на левом берегу реки Сохны
Сотникова — на левом берегу речки Удвы
Стрекалова — на суходоле
Катилова — по обоим берегам безымянного оврага
Поповка — на левом берегу реки Сохны
Курова — на суходоле
Пенизи — на правом берегу речки Жеремеселки
Мочалки — на левом берегу речки Жеремеселки
Кишнева — на правом берегу реки Изверь
Морозовка — на левом берегу реки Сохны
Хвощи — на берегах реки Сохны
Аксеновка — на левом берегу реки Изверь
Семеновка — на правом берегу безымянного ручья
Износка — на суходоле
Какушкина — на берегу речки Круголки
Горбатова —на берегах речки Тининки
Калиновка — на берегах безымянного ручья
Ухова — на берегах безымянного ручья
Сигова — по обе стороны речки Сиговки
Уколова — на берегах безымянного ручья
Данилова — на левом берегу речки Тининки
Драховая — на левом берегу речки Крапивинки
Носова — на суходоле
Тетеева — на левом берегу речки Тининки
Алешня — на правом берегу безымянного ручья
Аврамова — на правом берегу реки Изверь
Зиновьева — на левом берегу речки Нерощенки
Горки — на суходоле
Алексеевская —на правом берегу речки речки Нерощенки
Елизарьева — на суходоле
Иващева — на обоих берегах в верховьях речки Сухошки
Пелагейна — на суходоле
пустоши:
Починок — на берегах безымянного оврага
деревни
Пуповка —на правом берегу речки Жеремеселки
Кослакова — на суходоле
Куновка (малая и большая) — на левом берегу реки Сохны
Сотникова — на левом берегу речки Удвы
Стрекалова — на суходоле
Катилова — по обоим берегам безымянного оврага
Поповка — на левом берегу реки Сохны
Курова — на суходоле
Пенизи — на правом берегу речки Жеремеселки
Мочалки — на левом берегу речки Жеремеселки
Кишнева — на правом берегу реки Изверь
Морозовка — на левом берегу реки Сохны
Хвощи — на берегах реки Сохны
Аксеновка — на левом берегу реки Изверь
Семеновка — на правом берегу безымянного ручья
Износка — на суходоле
Какушкина — на берегу речки Круголки
Горбатова —на берегах речки Тининки
Калиновка — на берегах безымянного ручья
Ухова — на берегах безымянного ручья
Сигова — по обе стороны речки Сиговки
Уколова — на берегах безымянного ручья
Данилова — на левом берегу речки Тининки
Драховая — на левом берегу речки Крапивинки
Носова — на суходоле
Тетеева — на левом берегу речки Тининки
Алешня — на правом берегу безымянного ручья
Аврамова — на правом берегу реки Изверь
Зиновьева — на левом берегу речки Нерощенки
Горки — на суходоле
Алексеевская —на правом берегу речки речки Нерощенки
Елизарьева — на суходоле
Иващева — на обоих берегах в верховьях речки Сухошки
Пелагейна — на суходоле
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Вообще то ученые-лингвисты выделяют самостоятельный талдомские говор тверского диалекта карельского языка
-
- Всего сообщений: 542
- Зарегистрирован: 13.09.2008
- Откуда: Petroskoi
Re: РАССЕЛЕНИЕ КАРЕЛ В РОССИИ
Современная деревня Корелы (такое написание зафиксировано в атласе Владимирской области 2008 г.) в старые времена была селом, церковь здесь упоминалась с XVII века – по послевоенной Смутного времени переписи, а существовала она и в более ранние времена. Название Корелы – позднее, прежнее название села было Клементьевское. Деревня-село располагалась на древней Переславской дороге, в недалеком расстоянии от реки Дубны. Эти места известны с древнейших времен, т.е. не менее тысячелетия. С ними связано уникальное предание о местном божестве Плихане.
О Плихане на реке Дубне.
По сведениям этнографа М.Н. Макарова (1838) «…в Александровском уезде Владимирской губ. на левом берегу реки Дубны, в смежных дачах деревень Дубны, Пота(о)пихи и других, есть одна лужайка, на которой, в июне месяце, ежегодно собирается крестьянский торжок. Это остаток пирования древнему суздальскому божеству Плихану или Палехану, и потому торжок этот все еще называется Плихановой ярмаркой. В версте отсюда есть и роща Плишиха или Плиханиха. По рассказам, помнят, что тут некогда бывали какие-то игрища, борьба, кулачный бой, верховой оскок. Время празднования Плихана и Ярилы в один и тот же месяц и в одни и те же дни. Нынче этого, кроме торжка, ничего нет.
Возможно слабым эхом древней Плихановой ярмарки были торги на берегу р. Дубны, проходившие столетиями между талдомчанами и жителями деревень, упомянутых Макаровым - Потопихи, Дубны и др. Корреспондент из Сергиева Посада А. Дюков привел рассказ местных жителей советского времени: между Талдомом и Потопихой (Дубной) была крепкая взаимосвязь. Дубенские - землеробы и талдомчане -башмари, как бы дополняли друг друга по профессии. Потом появились железные дороги, и талдомские башмари подались в Москву и Петроград сбывать товары, а дубенские — во Владимир, Ярославль — с хлебом. «Однако до самой революции у нас было общее место встреч. Это — мельницы у деревни Языково-Становищи. Туда и мы, и они ездили часто, делились там новостями, своими нелегкими крестьянскими заботами. Часто бывало, что наши девки уходили замуж в Разореное и Измайлово».
Итак, в стародавние времена собирал людей на торг Плихан-Палехан-Полихан – на «Плиханову ярморку». Как писал М.Н. Макаров, Плихан или Палехан суздальское божество, языческий идол - то есть, божество суздальской земли, - добавим александровской земли.
О карелах в деревне Корелы
Другой, не менее оригинальной тайной современной деревни Корелы является происхождение ее собственного названия. Уж оно-то никак не здешнее. В «Военно-статистическом описании России» 1852 года по Владимирской губернии нашла сведения, что по приказу царя Петра в Переславль в 1703 году было переселено несколько семей карел для постройки судов, они же и стали их первыми матросами (но суда Петр стал строить на Плещеевом озере еще в 1690-е годы, и карел, вероятно, переселил сюда до 1703 г.). В конце 19-го века в Рыбной слободе Переславля еще проживало 300 человек, считавшихся карелами. Карельские поселения были и в Александровском уезде, о чем напоминает, в частности, название деревни Корелы. Но история переселения карел в глубину России началась задолго до Петра. Массовый исход карел из Карелии происходил в несколько этапов: при Иване Грозном в 16 веке, особенно интенсивно при первых Романовых в 17 веке. С какого же времени село Клементьевское стало именоваться еще и как Корелы? Ответ можно найти в переписных книгах. В документах Коллегии экономии, напечатанных С. Шумаковым в 1917 году, за 1630, 1646, 1648, 1668 гг. в Михайловском стане село упоминается только как Клементьевское. Но в сотной Михайловского стана 1627 года село записано как Клементьевское, Корелы тож с деревнями и пустошами. Записи надо верить. Следовательно, первые карелы переселились в Переславский уезд на пустоши сразу после Смутного времени, раз название Корелы было зарегистрировано переписчиками. При следующих переписях переписчики были более халатны и записали только старое название села – Клементьевское. В сносках С. Шумаков писал, что переписные документы Переславского уезда очень перепутаны. Потому возможна еще одна дата названия села Корелы, более ранняя. В «Чтениях общества исторических древностей» за 1902 г. упомянута сотная с писцовых книг Ивана Федоровича Хидырщикова на вотчины Новоспасского монастыря… Михайловского стана с. Корелу с деревнями 1543 года.
Сведения переславского историка М. И. Смирнова
А вот, что писал о селе переславский историк. - Корела (то же название и на карте 1900 года) - село Александровского уезда, Клементьевское тож, судя по названию финского происхождения, время основания не известно. В 1543 году село Михайловского стана принадлежало Московскому Новоспасскому монастырю, во владении которого находилось до 1764 года (монастырь был местом захоронения членов семьи бояр Романовых – В.Б.). В 1543 г. здесь была Никольская деревянная церковь, монастырский двор и 28 дворов крестьян. К той же вотчине принадлежало с. Тюлеберово (Тириброво- В.Б.), а в нем тоже был монастырский двор, 14 дв. крестьян и 1 дв. пустой.; деревни – Листвинцово с 3 дв., Давыдовское – 4 дв., Железниково – 2 дв., Кузяево – 3 дв., Борятино – 6 дв., Орешкино – 5 дв., Корякино – 1 дв., Утево – 5 дв., Игошкино – 4 дв., Фрелово - на р. М. Сабле - 1 дв., Нелидово – на р. М. Сабле – 9 дв., Плечево – 2 дв., Вепрево – 2 дв., Ременниково- 4 дв., Шадрино – 4 дв., Маливинское - 4 дв., Васкино – 8 дв., Сурмино – 2 дв., Федосово на р. Дубне – 3 дв., Кряковниково на р. Дубне – 2 дв., Чулугаево – 2 дв., Мистюково – 3 дв. Тех же сел пустоши: Лисова на р. Сабле (Лисавы – В.Б.) и селище Свистово за Дубною. Всего 24 селения, 6 пустошей, в деревнях и селах 120 дворов, 2 двора пустых. По писцовым книгам 1627-28 гг. (после разорения Смутного времени) в Кореле (!!!) значится деревянная Никольская церковь, 3 двора церковного причта, 1 двор монастырский, 6 дворов детенышей для монастырской пашни, 10 дворов крестьян с 17 человек, в дворах бобыльских 6 человек. В той же вотчине находилась д. Потопиха, в ней было 5 дв. крестьян и 2 дв. бобыльских и следующие пустоши Крековниково, Кропивино тож на р. Дубне, раньше была деревня; Федосово на Дубне, Сурмино,Свистово, Дячково, Митюково, Мосявино, Звягино на р.Сабле; пустоши: Макарово, Лисавкино, Нелидово, Игошкино, Фролово, Мишутино, Окулово, Релево, Решенниково, Селихово на р. Сабле, Плечево, Щедрино, Давыдково, Железняково, Козяево, Борякино, Орешкино, Чомоево, Деменино и отхожий луг Взгонник на р. Сабле. Пашни паханной монастырской середние земли 50 чет., да крестьянской пашни паханной 64 чет, да перелогом и лесом поросло 1021,5 чет. Итого 1399 чет. в поле, а в дву по томуж; сена – 1620 копен, леса пашенного 37 дес. и непашенного 65 дес., да лесу же непашенного вдоль на 23 версты и поперек на 21 версту. Следующие переписи монастырской вотчины с. Корелы были в 1646 и 1666 гг. В 1677 г. кроме д. Потопихи были дер. Тирибирево (Тириброво) и Фролково – во всей вотчине насчитывалось тогда крестьянских 57 дворов, бобыльских – 28 дворов. Итого 85 дв., в них 293 чел. По тем же переписным книгам 1677 г. Лисавы отнесены к Новосельскому стану. В 1703 году во всем приходе села Корелы было 170 дворов, в том числе 7 келей нищенских.
Описание Корельского прихода (1889, 1895 гг.)
Имеются описания прихода епархиальных историков В. Орлова и В. Добронравова. Добронравов составил более полную справку о приходе села Корела. Название села, по мнению Добронравова, «дает повод предполагать, что первоначальными поселенцами этой местности были инородцы финского племени корелы,… но ни письменных свидетельств, ни местного предания об этом не сохранилось. В старинных актах 17 и 18 столетий село Корела называлось еще Клементьевым или Клементьевским и до 1764 года состояло в вотчине «Спаса Новаго, что на Москве», монастыря. Так оно значится в делах патриаршего приказа».
Церковь в этом селе существовала еще в начале 17 столетия и записана в патриаршие окладные книги 1628 г. под именем церкви «Николая Чудотворца в селе Клементьеве». В писцовых книгах 1653 г. при этой церкви значились священник, дьячек и просвирница, приходских дворов 143, пашни 20 четвертей в поле, сена 15 копен. В писцовых книгах 1703 года при церкви показаны «поп Михайло Иванов, вдовый поп Григорий Иванов, дьячек Никита Афанасьев, просвирница Матрена Федорова, в приходе 170 дворов, в том числе 7 келей нищенских, пашни и покоса тоже количество, что и в 161 (1653) году».
Сравнение результатов переписей (по Смирнову и Добронравову) приводит к выводу, что число дворов с 1543 г. – 120, в 1653 г. – 143, в 1703 г. – 170 увеличивалось постепенно, не видно резких скачков по массовому притоку тех же карел. Но если учитывать опустошительные войны смутного времени, народные бедствия (чуму 1654-55гг.) с большими людскими потерями, тогда вероятно, что большая убыль местного населения в несколько этапов восполнялась переселенцами карелами.
В 1736 году священник села Корелы Иван Михайлов писал в синодальный казенный приказ: «в селе Корелах имеется настоящая церковь во имя Николая Чудотворца, а для зимнего времени теплой церкви не имеется, а ныне тоя церкви приходские люди желают для оного зимнего времени построить теплую деревянную церковь во имя Казанские Пресв. Богородицы; прошу о построении означенной церкви дать мне указ». Указ был дан, и церковь в том же году была построена и освящена. Таким образом, в Кореле в 19 столетии были две деревянные церкви холодная и теплая. В 1795 г. Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, разрешил вместо этих церквей построить новую, каменную. Главный престол в новом храме был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы. «Местное предание говорит, что это было сделано по желанию благотворителя постройки каменного храма строителя Махрищского монастыря иеромонаха Израиля. В память же прежних деревянных церквей в теплой трапезе были устроены приделы в честь Казанской иконы Божией матери и святителя Николая Чудотворца. На одном из колоколов каменной колокольни была надпись 1761 года, где видно, что он (колокол) был пожертвован дворянином Редриковым». … Из богослужебных книг «заслуживает внимания напрестольное евангелие в серебряном вызолоченном окладе: внизу передней доски Евангелия вычеканены изображения преп. Сергия, преп. Никона и Стефана Махрищского, а на задней – изображения Покрова Пресв. Богородицы; на этом Евангелии надпись: «приложил вкладом Святыя и Живоначальныя Троицы Сергiевы лавры убогiй старец iеромонах Израиль 1806 года». Его же надпись и на одном из напрестольных крестов: «сiй крест строителя iеромонаха Израиля, что из персиян, 1798 года»…..
«Земли при церкви: усадебной 2 дес. 960 кв. саж, пахатной 31 дес. 1020 саж., сенокосной 2 дес. 1000 саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Корелы, деревень Тириброва, Потопихи, селец Зезевитова, Данилкова, Дубны, Арханки, Конюхова, Веригина и Горок (Брыковых – В.Б.), в коих по клировым ведомостям числится 645 душ муж. пола 732 женского; все православные. Большинство – крестьяне, занимаются хлебопашеством и промыслом на фабриках. Священником (в 1889 г.) состоит Федор Семеновский, который священствует с 1876. В селе Кореле и Дубне имеются земские народные школы, в первой, открытой с 1871 г., учащихся в 1892-93 учебном году было 33, а во второй – 30».
По сведениям Интернет «Храмы России» церковь снесена в середине 20 века. Село Корелы стало деревней. Численность населения на 1 января 2014 г. – 3 человека.
В. БОРАВСКАЯ.
О Плихане на реке Дубне.
По сведениям этнографа М.Н. Макарова (1838) «…в Александровском уезде Владимирской губ. на левом берегу реки Дубны, в смежных дачах деревень Дубны, Пота(о)пихи и других, есть одна лужайка, на которой, в июне месяце, ежегодно собирается крестьянский торжок. Это остаток пирования древнему суздальскому божеству Плихану или Палехану, и потому торжок этот все еще называется Плихановой ярмаркой. В версте отсюда есть и роща Плишиха или Плиханиха. По рассказам, помнят, что тут некогда бывали какие-то игрища, борьба, кулачный бой, верховой оскок. Время празднования Плихана и Ярилы в один и тот же месяц и в одни и те же дни. Нынче этого, кроме торжка, ничего нет.
Возможно слабым эхом древней Плихановой ярмарки были торги на берегу р. Дубны, проходившие столетиями между талдомчанами и жителями деревень, упомянутых Макаровым - Потопихи, Дубны и др. Корреспондент из Сергиева Посада А. Дюков привел рассказ местных жителей советского времени: между Талдомом и Потопихой (Дубной) была крепкая взаимосвязь. Дубенские - землеробы и талдомчане -башмари, как бы дополняли друг друга по профессии. Потом появились железные дороги, и талдомские башмари подались в Москву и Петроград сбывать товары, а дубенские — во Владимир, Ярославль — с хлебом. «Однако до самой революции у нас было общее место встреч. Это — мельницы у деревни Языково-Становищи. Туда и мы, и они ездили часто, делились там новостями, своими нелегкими крестьянскими заботами. Часто бывало, что наши девки уходили замуж в Разореное и Измайлово».
Итак, в стародавние времена собирал людей на торг Плихан-Палехан-Полихан – на «Плиханову ярморку». Как писал М.Н. Макаров, Плихан или Палехан суздальское божество, языческий идол - то есть, божество суздальской земли, - добавим александровской земли.
О карелах в деревне Корелы
Другой, не менее оригинальной тайной современной деревни Корелы является происхождение ее собственного названия. Уж оно-то никак не здешнее. В «Военно-статистическом описании России» 1852 года по Владимирской губернии нашла сведения, что по приказу царя Петра в Переславль в 1703 году было переселено несколько семей карел для постройки судов, они же и стали их первыми матросами (но суда Петр стал строить на Плещеевом озере еще в 1690-е годы, и карел, вероятно, переселил сюда до 1703 г.). В конце 19-го века в Рыбной слободе Переславля еще проживало 300 человек, считавшихся карелами. Карельские поселения были и в Александровском уезде, о чем напоминает, в частности, название деревни Корелы. Но история переселения карел в глубину России началась задолго до Петра. Массовый исход карел из Карелии происходил в несколько этапов: при Иване Грозном в 16 веке, особенно интенсивно при первых Романовых в 17 веке. С какого же времени село Клементьевское стало именоваться еще и как Корелы? Ответ можно найти в переписных книгах. В документах Коллегии экономии, напечатанных С. Шумаковым в 1917 году, за 1630, 1646, 1648, 1668 гг. в Михайловском стане село упоминается только как Клементьевское. Но в сотной Михайловского стана 1627 года село записано как Клементьевское, Корелы тож с деревнями и пустошами. Записи надо верить. Следовательно, первые карелы переселились в Переславский уезд на пустоши сразу после Смутного времени, раз название Корелы было зарегистрировано переписчиками. При следующих переписях переписчики были более халатны и записали только старое название села – Клементьевское. В сносках С. Шумаков писал, что переписные документы Переславского уезда очень перепутаны. Потому возможна еще одна дата названия села Корелы, более ранняя. В «Чтениях общества исторических древностей» за 1902 г. упомянута сотная с писцовых книг Ивана Федоровича Хидырщикова на вотчины Новоспасского монастыря… Михайловского стана с. Корелу с деревнями 1543 года.
Сведения переславского историка М. И. Смирнова
А вот, что писал о селе переславский историк. - Корела (то же название и на карте 1900 года) - село Александровского уезда, Клементьевское тож, судя по названию финского происхождения, время основания не известно. В 1543 году село Михайловского стана принадлежало Московскому Новоспасскому монастырю, во владении которого находилось до 1764 года (монастырь был местом захоронения членов семьи бояр Романовых – В.Б.). В 1543 г. здесь была Никольская деревянная церковь, монастырский двор и 28 дворов крестьян. К той же вотчине принадлежало с. Тюлеберово (Тириброво- В.Б.), а в нем тоже был монастырский двор, 14 дв. крестьян и 1 дв. пустой.; деревни – Листвинцово с 3 дв., Давыдовское – 4 дв., Железниково – 2 дв., Кузяево – 3 дв., Борятино – 6 дв., Орешкино – 5 дв., Корякино – 1 дв., Утево – 5 дв., Игошкино – 4 дв., Фрелово - на р. М. Сабле - 1 дв., Нелидово – на р. М. Сабле – 9 дв., Плечево – 2 дв., Вепрево – 2 дв., Ременниково- 4 дв., Шадрино – 4 дв., Маливинское - 4 дв., Васкино – 8 дв., Сурмино – 2 дв., Федосово на р. Дубне – 3 дв., Кряковниково на р. Дубне – 2 дв., Чулугаево – 2 дв., Мистюково – 3 дв. Тех же сел пустоши: Лисова на р. Сабле (Лисавы – В.Б.) и селище Свистово за Дубною. Всего 24 селения, 6 пустошей, в деревнях и селах 120 дворов, 2 двора пустых. По писцовым книгам 1627-28 гг. (после разорения Смутного времени) в Кореле (!!!) значится деревянная Никольская церковь, 3 двора церковного причта, 1 двор монастырский, 6 дворов детенышей для монастырской пашни, 10 дворов крестьян с 17 человек, в дворах бобыльских 6 человек. В той же вотчине находилась д. Потопиха, в ней было 5 дв. крестьян и 2 дв. бобыльских и следующие пустоши Крековниково, Кропивино тож на р. Дубне, раньше была деревня; Федосово на Дубне, Сурмино,Свистово, Дячково, Митюково, Мосявино, Звягино на р.Сабле; пустоши: Макарово, Лисавкино, Нелидово, Игошкино, Фролово, Мишутино, Окулово, Релево, Решенниково, Селихово на р. Сабле, Плечево, Щедрино, Давыдково, Железняково, Козяево, Борякино, Орешкино, Чомоево, Деменино и отхожий луг Взгонник на р. Сабле. Пашни паханной монастырской середние земли 50 чет., да крестьянской пашни паханной 64 чет, да перелогом и лесом поросло 1021,5 чет. Итого 1399 чет. в поле, а в дву по томуж; сена – 1620 копен, леса пашенного 37 дес. и непашенного 65 дес., да лесу же непашенного вдоль на 23 версты и поперек на 21 версту. Следующие переписи монастырской вотчины с. Корелы были в 1646 и 1666 гг. В 1677 г. кроме д. Потопихи были дер. Тирибирево (Тириброво) и Фролково – во всей вотчине насчитывалось тогда крестьянских 57 дворов, бобыльских – 28 дворов. Итого 85 дв., в них 293 чел. По тем же переписным книгам 1677 г. Лисавы отнесены к Новосельскому стану. В 1703 году во всем приходе села Корелы было 170 дворов, в том числе 7 келей нищенских.
Описание Корельского прихода (1889, 1895 гг.)
Имеются описания прихода епархиальных историков В. Орлова и В. Добронравова. Добронравов составил более полную справку о приходе села Корела. Название села, по мнению Добронравова, «дает повод предполагать, что первоначальными поселенцами этой местности были инородцы финского племени корелы,… но ни письменных свидетельств, ни местного предания об этом не сохранилось. В старинных актах 17 и 18 столетий село Корела называлось еще Клементьевым или Клементьевским и до 1764 года состояло в вотчине «Спаса Новаго, что на Москве», монастыря. Так оно значится в делах патриаршего приказа».
Церковь в этом селе существовала еще в начале 17 столетия и записана в патриаршие окладные книги 1628 г. под именем церкви «Николая Чудотворца в селе Клементьеве». В писцовых книгах 1653 г. при этой церкви значились священник, дьячек и просвирница, приходских дворов 143, пашни 20 четвертей в поле, сена 15 копен. В писцовых книгах 1703 года при церкви показаны «поп Михайло Иванов, вдовый поп Григорий Иванов, дьячек Никита Афанасьев, просвирница Матрена Федорова, в приходе 170 дворов, в том числе 7 келей нищенских, пашни и покоса тоже количество, что и в 161 (1653) году».
Сравнение результатов переписей (по Смирнову и Добронравову) приводит к выводу, что число дворов с 1543 г. – 120, в 1653 г. – 143, в 1703 г. – 170 увеличивалось постепенно, не видно резких скачков по массовому притоку тех же карел. Но если учитывать опустошительные войны смутного времени, народные бедствия (чуму 1654-55гг.) с большими людскими потерями, тогда вероятно, что большая убыль местного населения в несколько этапов восполнялась переселенцами карелами.
В 1736 году священник села Корелы Иван Михайлов писал в синодальный казенный приказ: «в селе Корелах имеется настоящая церковь во имя Николая Чудотворца, а для зимнего времени теплой церкви не имеется, а ныне тоя церкви приходские люди желают для оного зимнего времени построить теплую деревянную церковь во имя Казанские Пресв. Богородицы; прошу о построении означенной церкви дать мне указ». Указ был дан, и церковь в том же году была построена и освящена. Таким образом, в Кореле в 19 столетии были две деревянные церкви холодная и теплая. В 1795 г. Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, разрешил вместо этих церквей построить новую, каменную. Главный престол в новом храме был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы. «Местное предание говорит, что это было сделано по желанию благотворителя постройки каменного храма строителя Махрищского монастыря иеромонаха Израиля. В память же прежних деревянных церквей в теплой трапезе были устроены приделы в честь Казанской иконы Божией матери и святителя Николая Чудотворца. На одном из колоколов каменной колокольни была надпись 1761 года, где видно, что он (колокол) был пожертвован дворянином Редриковым». … Из богослужебных книг «заслуживает внимания напрестольное евангелие в серебряном вызолоченном окладе: внизу передней доски Евангелия вычеканены изображения преп. Сергия, преп. Никона и Стефана Махрищского, а на задней – изображения Покрова Пресв. Богородицы; на этом Евангелии надпись: «приложил вкладом Святыя и Живоначальныя Троицы Сергiевы лавры убогiй старец iеромонах Израиль 1806 года». Его же надпись и на одном из напрестольных крестов: «сiй крест строителя iеромонаха Израиля, что из персиян, 1798 года»…..
«Земли при церкви: усадебной 2 дес. 960 кв. саж, пахатной 31 дес. 1020 саж., сенокосной 2 дес. 1000 саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Корелы, деревень Тириброва, Потопихи, селец Зезевитова, Данилкова, Дубны, Арханки, Конюхова, Веригина и Горок (Брыковых – В.Б.), в коих по клировым ведомостям числится 645 душ муж. пола 732 женского; все православные. Большинство – крестьяне, занимаются хлебопашеством и промыслом на фабриках. Священником (в 1889 г.) состоит Федор Семеновский, который священствует с 1876. В селе Кореле и Дубне имеются земские народные школы, в первой, открытой с 1871 г., учащихся в 1892-93 учебном году было 33, а во второй – 30».
По сведениям Интернет «Храмы России» церковь снесена в середине 20 века. Село Корелы стало деревней. Численность населения на 1 января 2014 г. – 3 человека.
В. БОРАВСКАЯ.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 9 Ответы
- 5871 Просмотры
-
Последнее сообщение Мария Я.
-
- 0 Ответы
- 5433 Просмотры
-
Последнее сообщение Narodovolez